В среднем течении реки Угра
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
02 августа 2025, 19:45:47

Войти
Главная страница сайта: Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
44116 Сообщений в 968 Тем от 1020 Пользователей
Последний пользователь: ИЛЬЯ2025
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  В среднем течении реки Угра
|-+  Главная категория
| |-+  Великая Отечественная Война
| | |-+  Загадка старосельского самолёта
« предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Печать
Автор Тема: Загадка старосельского самолёта  (Прочитано 308 раз)
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« : 29 июля 2025, 11:50:30 »

Ещё в детстве мне дед показывал место в Староселье, где войну приземлился самолёт.

Более подробно эту историю рассказали местные жители:
"Лето. Днем над Слободкой немецкой зениткой у нашего самолета был пробит топливный бак. Молодой летчик растерялся и вместо того, чтобы лететь до Малого или Большого Устей, где были наши войска решил приземлиться в Староселье на поле, называемое сейчас немецкой поляной, по которому проходила дорога на Новую Луку. Он сделал два круга и сел на поле. Покатился, покатился потом встал на пропеллер и перевернулся. Зоя с женщинами и детьми побежала туда. Прибежали и видят летчика сидящего в кабине. Он спросил их: «много ли у вас немцев». Они сказали: «шесть человек». Он сказал: «не сдамся». Они увидев бегущих вдалеке немцев сказали: «что ты, не надо, а то убьют!» Забрали у него документы и спрятали, неизвестно куда. Немцы прибежали и говорят летчику: «русский дай пистолер». Он ответил: «у меня его нет» Они настаивали, и все стали убеждать его отдать пистолет. Он выбросил его из кабины. Ему велели вылезать из кабины, но кабина была зажата. Тогда немцы велели девкам поднять крыло и выпустить летчика. Он вышел. Немцы приказали ему отойти на пять шагов и сесть. Отходя он думал, что его сейчас расстреляют и встал. Девки сказали ему, что ему велят сесть. Он сел, обхватил руками колени и в замешательстве сказал: «ничего не понимаю». Женщин и детей немцы спровадили в деревню, а сами остались с ним. Не знаю правда или нет, кто говорил, что видели этого летчика в Козлах, что он на кухне дрова пилил.  
"
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #1 : 29 июля 2025, 11:52:18 »

Подтверждение этой истории нашлось в немецких документах:

255 пд:
9 июля 1942 г. (09.07.1942)
16:45
1 русский самолёт совершил вынужденную посадку у Староселье, вероятно, из-за попадания зенитного снаряда. Пилот был взят в плен невредимым.   

20 сентября:
12:30
Адъютант Pi.Btl.255 докладывает, что сбитый вражеский самолет у Староселье взорван.

268 пд:
21:15
Донесение от J.R.488: В 15:00 вражеский самолёт (штурмовик типа J.R.6) совершил посадку в районе Староселье (15.00 Uhr fdl.Flugzeug (Schlachtflieger Typ J.R.6) in gegend Starosselje niedergegangen). Разведгруппа J.R.488 установила, что 255-я пехотная дивизия уже извлекла самолёт и взяла в плен экипаж.
"

Остатки взорванного самолёта в последствии разобрали местные жители по дворам. У меня тоже лежало две алюминиевых детали от его обшивки.
Модель самолета у немцев указана как ИП-6 или ИР-6
« Последнее редактирование: 29 июля 2025, 23:57:07 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #2 : 29 июля 2025, 11:57:13 »

Стал выяснять, какие наши авиационные части могли действовать в этом районе.
В первую очередь армейская авиация 49 армии и менее вероятно соседних 33 и 50 армий.
Части:
49А-Прудново (510)
50А-Мягкое (745)
33А-Купелицы (172)

По 49 армии были найдены сведения по 510 сап в общем армейском журнале (прилагается). Потерь за 9 июля нет.
По 50 армии в сводке вышестоящей 1 воздушной армии указано, что потери отсутствуют.
По 33 армии сведений не нашел
« Последнее редактирование: 29 июля 2025, 12:05:31 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #3 : 29 июля 2025, 12:04:58 »

Из сводки № 188 1 воздушной армии за 9 июля 1942 г. (09.07.1942)
Всего за день сбито 5 самолетов:
2 Ил-2
3 ЯК-1
Не вернулось с боевого задания 23 самолета:
12 ИЛ-2
7 ЯК-1
4 ЛАГГ-3
Вынужденную посадку на своей территории совершили:
2 ИЛ-2
3 ЯК-7
2 ЛАГГ-3
3 ЯК-1

По частям:
213 НБАД ночью...
203 ИАД: днем...1 ЯК-1, 4 ЛАГГ-3
214 ШАД 4 ИЛ-2 (Брянск, маловероятно)
215 ИАД: 2 ЯК-1 по 61 армии. Далеко
224 ШАД 5 ИЛ-2 Далеко
232 ШАД: 1 ИЛ-2 сел на тер противника...Орел. Далеко
234 ИАД: прикрывал 16 армию: 4 ЯК-1 не прибыли. Далеко

По поводу модели самолёта...в немецких докладах 4 полевой армии о деятельности нашей авиации все модели наших самолетов указаны верно как U-2 или LAGG-3
Что такое J.R.6 или J.P.6 непонятно
« Последнее редактирование: 29 июля 2025, 12:07:42 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #4 : 29 июля 2025, 12:11:08 »

Вот такая деталь от самолета сохранилась. А ещё находили детальки старосельцы на огородах. Куда делись детали пока не ясно.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #5 : 29 июля 2025, 12:13:12 »

Общая схема расположения авиационных частей 1 воздушной армии
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #6 : 29 июля 2025, 14:20:05 »

Самолёт мог возвращаться с задания с задержкой. Так, что нужно смотреть документы на несколько дней ранее-позже
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #7 : 29 июля 2025, 23:40:52 »

Ещё подробности от немецкой разведки за этот день:
Штаб 4-й армии
Отдел разведки (Ic)

Главная квартира, 9 июля 1942 г.

Активность вражеской авиации
9.07.1942 (дневное время)

Южный участок:
15:05 – 16:00: Наблюдалось 25 самолётов.
Типы: 18 × Ил-2 (зафиксировано чётко).
Направление: Возвращение с задания?
Район:
Аэродром Шайковка (9 км севернее Кирова), Аэродром Наумово (квадрат 4551), Спас-Деменск.
Действия: Обстрел с воздуха, повреждений не зафиксировано.

Центральный участок:
Активности нет.

Северный участок:
04:13, 08:15 и 15:25 – 15:27: Наблюдалось 40 самолётов.
Типы: Лагг-3, Пе-2, Ил-2,а также несколько неопознанных двухмоторных и многомоторных.
Район: 20 км севернее и северо-западнее Юхнова, линия фронта (квадрат 4546).
Направление: Восток → Запад, Юг → Северо-Запад.
Действия: Бомб не сбрасывали.

Особые происшествия:
14:10: 18 вражеских самолётов кружили над районом Чертень (квадрат 4537). (Это к юго-западу от Юхнова)
Предположительно, разведка или подготовка к атаке (возможен скрытый аэродром).
3 × Ил-2 сбиты зенитной артиллерией.

« Последнее редактирование: 30 июля 2025, 10:00:15 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #8 : 29 июля 2025, 23:55:25 »

Нашел!

Штаб 4-й армии
Отдел разведки (Ic)

Главная квартира, 11 июля 1942 г.
Активность вражеской авиации
11.07.1942 (дневное время)

Южный участок:
15:00: 1 самолёт (тип не опознан).
Район: 25 км восточнее Спас-Деменска.
Направление: Юг → Запад.
Действия: Бомб не сбрасывал.
Центральный участок:
11:00 – 16:30: 5 самолётов (одно- и многомоторные).
Район: 30–45 км юго-западнее Юхнова (вдоль железной дороги).
Направление: Восток → Запад, Запад → Восток.
Действия: Бомб не сбрасывали.
Северный участок:
03:40 – 10:45: 9 самолётов (типы: Пе-2, И-16 (ошибка в оригинале: вероятно, Ил-2 или ЛаГГ-3), СБ-2).
Район: 25–35 км северо-западнее Юхнова.
Направление: Северо-Восток → Юго-Запад, Юго-Восток → Юго-Запад.
Действия: Бомб не сбрасывали.
Дополнение за 9.07.1942:
Сбит 1 штурмовик Ил-2 зенитной артиллерией у Староселья (квадрат 4523). Пилот взят в плен.
« Последнее редактирование: 30 июля 2025, 02:50:28 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #9 : 30 июля 2025, 00:25:12 »

Выкладываю тут полностью сводку 188 за этот день.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #10 : 30 июля 2025, 00:36:32 »

Похоже, что это 232 ШАД (Штурмовая авиационная дивизия). У них в этот день 3 ИЛ-2 не вернулось, а один совершил вынужденную посадку на территории противника. Базировались они под Медынью, а бомбили Орёл. Юхнов тут конечно немного в стороне. Но кто знает как они летели...

Или 224 ШАД. У них в этот день не вернулось 5 ИЛ-2.  Аэродром этой части был в Зубово и в Гаврики, это несколько км южнее Юхнова.
Как раз южный край в корпуса вермахта.
В составе 571 шап и 565 шап

Менее вероятно 214 ШАД


Дивизия формировалась как 204-я смешанная с 10 мая 1942 года, но Приказом НКО № 00101 от 23 мая 1942 года переформирована в штурмовую и с 24 мая 1942 года получила наименование 232-я штурмовая авиационная дивизия. Дивизия вошла в состав 1-й воздушной армии Западного фронта и сразу приступила к боевой работе по поддержке войск фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях[2].

В мае и июне 1942 года дивизия обеспечивала поддержку 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерала А. Ф. Казанкина, действующих в тылу в окружении противника после Ржевско-Вяземской операции. В июле 1942 года дивизия в ходе наступательной операции на жиздренском направлении, действовала в интересах 16-й армии, в августе — 33-й армии[2].

В составе:
566-й штурмовой авиационный полк   
765-й штурмовой авиационный полк
« Последнее редактирование: 30 июля 2025, 01:41:55 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #11 : 30 июля 2025, 00:45:58 »

Журнал 232 ШАД
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #12 : 30 июля 2025, 01:20:41 »

Не он ли? Это из книги по 224 ШАД

9 июля 1942 года во время штурмовки аэродрома Олсуфьево осколками снаряда вражеской зенитки был тяжело ранен командир эскадрильи лейтенант Дегтярев Василий Леонтье­вич. Раненый, истекая кровью, он приземлился вынужденно на территории врага. Как алчные звери, предвкушая легкую победу, кинулись к машине солдаты фашистского батальона, обучавшиеся поблизости строевым наукам.

"Рус, сдавайся!" - кричали, подбегая к самолету, немцы. Но не тут-то было. Сердце советского воина еще продолжало жить, а в пушках и пулеметах еще были снаряды и патроны. Приподняв на миг окровавленную голову, лейтенант увидел толпу солдат, подбегавших к его машине.

"Не сдамся, гады!" - и, поймав в прицел первые ряды, лейтенант нажал на все гашетки. Вмиг заговорили пушки и пулеметы. Фашисты, отпрянув назад, побежали за помощью в деревню. Но вот кончились патроны и снаряды. Лейтенант, уловив момент, поджег самолет, под покровом дыма выбрался из него и пополз в кустарник. Заметив исчезновение летчика, фашисты кинулись искать его.

"Рус, сдавайся!" - заорали они, обнаружив в кустах воина. Но от метких выстрелов пистолета, замертво падали на землю. Один патрон остался в пистолете.

"Сдавайся, рус!" - опять загорлопанили, окружая, теперь беззащитную жертву немцы.

"Нет, не таков Дегтярев!" - произнес герой, выпустив по­следнюю пулю себе в сердце.

Пленные немцы, захваченные партизанами, показали, что они сами, хороня Дегтярева, назвали его русским Богатырем. Многих уложил лейтенант огнем пушек, пулеметов и писто­лета. Таков итог бесстрашной и непосильной борьбы одного русского Богатыря с целым фашистским батальоном.

Не, он застрелился, не подходит.
« Последнее редактирование: 30 июля 2025, 01:25:20 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #13 : 30 июля 2025, 02:18:00 »

9 июля с задания не вернулись:
224 ШАД Аэродромы южнее Юхнова (5 ил-2): Бомбили Сеща и Алсуфьево, это между Рославлем и Брянском.
Дегтярев Василий Леонтьевич 1915 г.р. – отбивался от нацистов,  погиб на Десне.
Калачев Петр Иванович 1916 г.р.
Носов Василий Дмитриевич 1917 г.р.
Сычиков Иван Николаевич 1920 г.р.
1 самолет был найден на следующий день

232 ШАД Аэродромы восточнее Медыни (3+1 ил-2): Бомбили Орёл.
1 самолет вернулся через 2 дня
Цуркан Василий Никитович 1903 г.р.
Устинов Сулейман Фаизович 1917 г.р.
+1-?

214 ШАД К востоку от Сухиничи (далеко) (4 ил-2) Бомбили Брянск
1 летчик вернулся позже
Солонин Василий Филиппович 1912 г.р.
+1-?
+1-?

Если это 224 ШАД, то получается такая траектория полета:
« Последнее редактирование: 30 июля 2025, 09:58:31 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #14 : 30 июля 2025, 09:57:07 »

Картинка
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Grigory
Местный
****
Сообщений: 278


Кикино


« Ответ #15 : 31 июля 2025, 15:01:11 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вот такая деталь от самолета сохранилась. А ещё находили детальки старосельцы на огородах. Куда делись детали пока не ясно.
Гофроалюминия на ИЛ-2 вроде не было.
Это скорее с древних самолетиков серий Р или И, еще 20-х - 30 х годов. К началу войны были устаревшими и выполняли функции разведки и транспорта.
Р-6 (АНТ-7) вполне подходит. У него как раз алюминиевая обшивка. Выпускался еще под маркой КР-6 (уже теплее    )
Еще был АИР-6, но у него обшивка не гофрированная.
« Последнее редактирование: 31 июля 2025, 15:13:06 от Grigory » Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7217


Константин


« Ответ #16 : 31 июля 2025, 18:30:48 »

Я уже начинаю думать, что мне показалось, что мне говорили, что этот кусок алюминиевой обшивки из Староселья. Произошла какая то замена памяти) Скорее всего, он не из Староселья. Падали ли тут ещё какие то самолёты?
Когда десантировали Марию Козлову ничего не падало? Раньше на участке было два или три таких куска. Вообще, бывший хозяин дома принимал шкуры со всех окрестностей. Ему могли этот кусок обшивки принести откуда угодно.

Знаю точно, что ещё один самолёт падал около Абрамово и ещё один около Науменок на поле.
« Последнее редактирование: 31 июля 2025, 18:34:26 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Страниц: [1] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!