В среднем течении реки Угра
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
28 марта 2024, 20:37:24

Войти
Главная страница сайта: Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
43463 Сообщений в 952 Тем от 907 Пользователей
Последний пользователь: Suegra
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  В среднем течении реки Угра
|-+  Главная категория
| |-+  Краеведение
| | |-+  с. Знаменка и округа
| | | |-+  с. Знаменка и окрестности
« предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 ... 19 20 [21] Печать
Автор Тема: с. Знаменка и окрестности  (Прочитано 85577 раз)
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #400 : 06 ноября 2023, 10:04:07 »

Может здание земства или что-то в этом духе.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Макарыч
Местный
****
Сообщений: 292


Желаю всем такого же упорства


« Ответ #401 : 06 ноября 2023, 20:07:33 »

У меня тоже было первое ощущение что сзади церковь. Может фотография сделана не в Знаменке?
Записан
Макарыч
Местный
****
Сообщений: 292


Желаю всем такого же упорства


« Ответ #402 : 06 ноября 2023, 20:30:32 »

Просмотрел каждый сантиметр аэросъемки 43 года.... Ну нет в Знаменке такого здания. Единственное которое с натяжкой подходит отметил кружком. До наших времен оно не сохранилось.
Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #403 : 06 ноября 2023, 23:57:58 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Просмотрел каждый сантиметр аэросъемки 43 года.... Ну нет в Знаменке такого здания. Единственное которое с натяжкой подходит отметил кружком. До наших времен оно не сохранилось.

Да, похоже. Подъезд такой же. Осталось выяснить, что там было до войны.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Макарыч
Местный
****
Сообщений: 292


Желаю всем такого же упорства


« Ответ #404 : 10 ноября 2023, 20:37:36 »

Примерное место где находилось это не известное здание . На том месте частично пустырь , частично частная застройка.
Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #405 : 10 ноября 2023, 22:33:47 »

Интересно, что там находят на огороде
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #406 : 15 ноября 2023, 12:52:52 »

В июне 1912 года состоялся пробег Санкт-Петербург — Псков — Двинск — Ковно — Гродно — Белосток — Барановичи — Минск — Смоленск — Москва — Санкт-Петербург, задача которого была проверка подготовки водителей и выбор марок автомобилей, наиболее подходящих для военной службы. Маршрут пробега был составлен с таким расчетом, чтобы он включал все типы дорог — от шоссе и мощенных булыжником до полного бездорожья.

Журнал «Новое время» 10 (23) июня 1912 г. № 13018
Внутренние известия
Пробег военных автомобилей
(Корреспонденция «Нового Времени»).

5 июня, в 8 час. утра, мы выступили всей колонной из Вязьмы. Вязьма – это совсем разваливающийся город с запущенными улицами и неприглядными домами. Корявая и неровная вяземская коврижка являет собой точное подобие вяземских мостовых, удобство которых мы испытали на собственных боках. В 1534 г. здесь свирепствовала разбойничья шайка с атаманом боярином Овчиною-Телепневым во главе. Преподобному Герасиму удалось обуздать эту шайку. Но, по-видимому, следы хозяйничания разбойников и невзгоды смутного времени до сих пор удручают управу бедной Вязьмы. В 1812 г. на улицах города кипел 10-часовой бой между Милорадовичем и отступающими французами, причём сгорело 1064 дома, 436 лавок и 17 заводов, а из восьми крепостных башен осталась всего одна. С той поры прошло сто лет, – но что такое сто лет для почтенного города Вязьмы? И мерзость запустения продолжает царить на улицах города, как и встарь.

Дождь, ливший всю ночь как из ведра, окончательно испортил дорогу, и мы, мотаясь по ухабам и скользя по грязи грунтовой дороги, не без труда добрались до с. Знаменского, где предстояло переправиться через историческую Угру. Здесь, на крутом спуске с Марфиной горы, наш автомобиль чуть не перекувырнулся: он стал поперек дороги и начал медленно сползать по жидкой грязи прямо к реке. Но около самого моста он решил, что купаться не стоит, выровнялся и прекрасно прошел, как и все другие, по остроумно устроенной переправе: земцы соединили паромы досками и получился прекрасный плашкоутный мост. В Знаменском юхновское земство приготовило нам чай с превкусным домашним пирогом. Это было очень кстати и отощавшие в пути желудки наши воздали честь угощению добрых юхновцев. С таким же вниманием, как и к нам, относится, по-видимому, земство и к своим прямым обязанностям. Здесь, в Знаменском, расположено земское имение в 400 десятин, питомник, больница, ветеринарный пункт, школа, библиотека, земские учреждения. Школа, построенная из бетона, поставлена, насколько мог судить я по внимательному осмотру, с большой любовью и очень хорошо. А судя по впечатлению, оставшемуся у меня от знакомства с юхновцами, и другие школы не хуже. Во время остановки в Знаменском мне удалось раздобыть программу для начальных училищ Юхновского уезда и общие положения училищного совета. Если эти положения действительно проводятся в жизнь, то это именно то, что нужно: юхновское земство, как кажется, не занимается праздной и никчемной политической болтовней, а честно делает свое прямое дело – немудрено, что и результаты налицо.

Распрощавшись с гостеприимным с. Знаменским, мы двинулись дальше и промаявшись ещё около двух часов, наконец выбрались на шоссе. Грунтовые дороги, глина, пески, ухабы и горы остались в прошлом, перед нами уходило вдаль прямое, как стрела, Московское шоссе. Кто не испытал на себе тягостей путешествия в автомобиле по тяжелым дорогам и томления бесконечных остановок; кто не видал колес своего автомобиля, облепленных тягучей глиной или безнадежно зарывающихся в песок; кто не взлетал, наконец, с легкой грацией чуть ли не в поднебесье на ухабах и горбатых мостах, – тот никогда не поймет, что сталось с нами при виде обетованного шоссе. Какое-то сладострастное чувство простора, свободы, пожирания пространства овладело нами и мы помчались, сломя голову, полной грудью вдыхая свежий воздух, упругой волной несшийся навстречу. Офицерам роты стоило большого труда удержать перед самым Юхновом расходившиеся страсти шоферов, контролеров, представителей, пассажиров и свои собственные...

В Юхнов мы прибыли около 4 часов. Маленький и чистый городок украсился флагами и весь высыпал навстречу...
В Юхнове мы были размещены по частным квартирам. Хозяева везде встречали своих постояльцев с большим радушием и вниманием, как желанных и званых гостей. На утро нам пришлось встать довольно рано, – отъезд был назначен на восемь утра, весь город поднялся чуть ли не в пять, чтобы успеть напоить и накормить нас и снарядить в путь. Не могу не вспомнить с теплым чувством своего гостеприимного хозяина Г. Сибарова. Этот человек, бывший простым железнодорожным подрядчиком, взял да и построил большой каменный дом, а в нем устроил бесплатное реальное училище, которое и содержит на свой счёт. Вот вам и Юхнов, мало кому известный медвежий угол, в сосновом бору, с отличным воздухом и отличными людьми!
« Последнее редактирование: 16 ноября 2023, 22:15:59 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Artem Zaitsev
Наблюдатель
*
Сообщений: 2


« Ответ #407 : 16 ноября 2023, 12:39:13 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
На аэросъёмке там пусто . Огороды..

Мне недавно кто-то сказал, что здание старинное.

Добрый день!
Думаю, здание действительно старое - на фото виден цокольный этаж. Своды его окон со старой кладкой, отличающейся от всех остальных окон здания.
Скорее всего, во время ВОВ здание было утрачено, а на его основе заново отстроили больницу, достроили лестницу.
Записан
Макарыч
Местный
****
Сообщений: 292


Желаю всем такого же упорства


« Ответ #408 : 16 ноября 2023, 16:27:17 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
На аэросъёмке там пусто . Огороды..

Мне недавно кто-то сказал, что здание старинное.

Добрый день!
Думаю, здание действительно старое - на фото виден цокольный этаж. Своды его окон со старой кладкой, отличающейся от всех остальных окон здания.
Скорее всего, во время ВОВ здание было утрачено, а на его основе заново отстроили больницу, достроили лестницу.
Факты вещь упрямая. Фотография с партизанами сделана в 1948 году. Здание есть. А на аэросъемке 1943 года его нет. Значит оно было в другом месте , не там где была больница до недавнего времени. Предположительно здание с фотографии находилось севернее больницы по той же улице в сторону Шипунов , слева на расстоянии 250 метров.Картинку я выкладывал.
Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #409 : 16 ноября 2023, 22:07:06 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Скорее всего, во время ВОВ здание было утрачено, а на его основе заново отстроили больницу, достроили лестницу.

Фото послевоенное, т.е. здание не утрачено, а сильно разрушено во время войны.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Artem Zaitsev
Наблюдатель
*
Сообщений: 2


« Ответ #410 : 17 ноября 2023, 09:54:29 »

Мы же говорим про фото - "Группа бывших партизан отряда Смерть фашизму у разрушенного немцами здания Знаменского райкома ВКПб. 1948 г."?
Не похоже здание на заднем плане фотографии с партизанами со зданием больницы.


Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #411 : 25 ноября 2023, 14:19:15 »

Ядра на броду у Заречья никто не находил?
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
корзим
Местный
****
Сообщений: 243



« Ответ #412 : 30 декабря 2023, 21:10:49 »

да вроде бы нет - не слышал такого
Записан

Jedem das Seine
Suslik
Местный
****
Сообщений: 202


Санитар леса


« Ответ #413 : 03 января 2024, 19:05:44 »

Прочитал тут, кстати, о пробеге 1912. Впечатлён. Вторая ложка дёгтя в бочке мёда - в смысле всего второй негативный отзыв, который я слышал о Вязьме перед революцией, среди бесконечных хвалебных, повествующих о том, что в те годы Вязьма переживала подъём - торговля, театры, заводы, дома, железная дорога и лавочки. Про Вяземский пряник вообще молчу. Что ж там такое с корреспондентом случилось, что он настолько невзлюбил эталонный уездный городок Смоленской губернии? Шавка бездомная какая укусила?
Записан

"Какой ценой завоёвано счастье - пожалуйста, помните!" Р.Рождественский, 1962
корзим
Местный
****
Сообщений: 243



« Ответ #414 : 10 марта 2024, 13:28:11 »

а есть ли какая информация о господском доме Машкова который находился за Боталами?
Записан

Jedem das Seine
Макарыч
Местный
****
Сообщений: 292


Желаю всем такого же упорства


« Ответ #415 : 20 марта 2024, 21:32:12 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
а есть ли какая информация о господском доме Машкова который находился за Боталами?
Слышал что перед войной там была школа. Из ботал туда дети бегали в школу. Потом похоже всё двинули к реке под откос. Там археологический объект-городище.
Записан
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #416 : 25 марта 2024, 10:50:31 »

Этнографические сведения о селе Великополье Юхновского уезда Смоленской губернии из архивного фонда Русского географического общества.
Орфография и пунктуация приближены к оригиналу.

Село Великополье находится в Юхновском уезде Смоленской губернии при реке Угре, в 45 верстах от уездного города Юхнова.

I. Наружность.

В наружности жителей Великополья нет разного отличия от правильной фигуры человека. Относительно роста нельзя не заметить, что людей высоких немного.
На сто человек примерно можно положить только два высоких, десять среднего роста, а остальные затем все более-менее малорослы. Сангвиников или красноватых (?) людей очень мало. Большею же частью смуглы. Господствующий цвет волос – русый, исключения из сего редки. Глаза у всех почти серые. Особенно сильных людей нет. За крепкого человека считают, если он может поднять и несколько пространства перенести осьмину ржи, т.е. 4 пуда 20 фунтов (* 72 кг).
Здоровье людей время от времени приметно увядает и смертность год от года увеличивается. Болезни бывают различные, но более приметны лихорадка. Холера дважды проявлялась в всем приходе, во второй раз в прошедшем 1853 году значительное число умерших. Причина натуральных болезней крестьян – необходимость быть в какую бы то ни было погоду на поле, частью неосторожность, например: после трудов и в поте пить холодную воду или выходить зимою прямо с печи босыми ногами на снег и не одевшись, частью же – небрежность, как то: употреблять разнородную пищу в один обед или много зелени и на тощий желудок, говоря: «Русскому все нипочем, это только немцу смерть», но не всегда пословица их оправдывается.
Кроме земледелия крестьяне ничем не занимаются не по лености, но потому, что не остается у них времени от полевых работ, а зимою они ездят в извозы и приготовляют дрова и обувь – плетут лапти. Немногие из дворовых людей занимаются охотою за зайцами и дичью.

II. Язык

Язык крестьян далек от образованного класса людей или от книжного. Они произносят: цаловать и цыловать вместо целовать, яго и яму, вместо его и ему, каго вместо кого, хомка вместо фомка, пролубь вместо прорубь, сиклитарь вместо секретарь, гветь, некоторые кветь вместо цвет. Чилавек вместо человек, тверезвый вместо трезвый, ион вместо он, яны вместо они. Вообще, говорят весьма неправильно и искажаю даже самые имена, например: Иванька вместо Иван. Перемещенные же из села Красного Юхновского же уезда говорят: куриса яйсо снесла.
Кроме работы на шоссе крестьяне никуда не отлучаются, но и там обращаясь между своими земляками и соседями они не изменяют своего наречия.

III. Домашний быт.

1. Жилища крестьян называются дворами, из которых составляется деревня. Если же в деревне есть господский дом, то уже называется сельцо. Если же есть храм, то село. Деревня строится иногда на две стороны, иногда же в одну линию, смотря по количеству дворов и местоположению или по удобству размещения. Редко бывает, чтобы у крестьянина было крыльцо на улицу, и если есть, то это признак зажиточного человека, чаще входят в двор большими воротами. Крестьянин обижается, если священник, избегая грязи или обходя, войдет к нему через крыльцо или в калитку, а не в большие ворота, во исполнения слов Евангелия: «...Не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник, а входяй дверьми пастырь есть овцам» (Иоан. X:1).
Расположения дворов не одинаковы, но весьма различны. У некоторых изба или две стоят к улице, у иных обе избы к огороду, а у некоторых одна к улице, а другая к огороду. Внутри также различно размещение, но по большей части, входя в дверь направо печь, налево же коник (*лавка) или кровать с вешалкою для одежды. Угол для икон чаще избирают к востоку, около стен лавки и близ икон стол, к которому приставляется скамья. Избы строятся из елового леса по недостаточенье мешают с осиновым, пространством от 8 до 10-ти аршин (* от 5.7 до 7.1 м). Внутри убранства не бывает, изредка у грамотного или зажиточного крестьянина можно видеть две, три картины суздальской работы и те он приносит к празднику, по прошествии которого убирает в сундук.
Около избы или хаты строятся чуланы, где помещаются сундуки и на жерди висит одежда новая или праздничная, за чуланами амбар для помещения муки, крупы, мяса и прочей провизии, далее следуют: конюшня, коровник, мшеник (*тёплый хлев) для помещения овец, свинух и навес для помещения телег и саней. Вся эта постройка включая и избы образует вид четвероугольника, так что о домостроительном крестьянин говорит, что у него двор, как колечко. Сверх сего против окон избы на улице или на огороде стоит амбар для ссыпки зернового хлеба и в конце огорода пуня или сарай для сена, соломы и наконец гумно или овин.
Домашняя утварь большею частью бывает самоделковая: ковши для питья делают их корней деревьев, а чаши из липового и осинового дерева. Только у достаточного крестьянина можно видеть в праздник деревянную раскрашенную чашу и ложки крашеные, хрустальный стакан или медный ковш. Для приготовления пищи покупают чугуны и глиняные горшки. Повозок особого устройства не видно, одноколки изредка. Прежде лодки делались разводные осиновые, а ныне за неимением толстых дерев делаются досчатые.

2. Платье: мужское зимнее полушубок из русских овчин, зипун из серого сукна, а праздничный зипун осиненный (?), у богатого сверх сих, тулуп овчинный неподпоясанный.
Летнее: коротуш (?) суконный до колена, пояс холщевый, а в праздник у молодых азомяк (тоже что и зипун) воротник и рукава обложены черным никсом (?), а у стариков балахон или понитник, т.е. нитка суконная и нитка льняная – белый. Пояса праздничные у старых и молодых коломенковые (*льняная ткань).
Женское летнее у девиц сорочка, рукава которой или красного ситца или белого миткаля, сарафан холщевый, крашенинный, обложен лентами греческими или другими или позументом с пуговицами медными или оловянными на переднике. Ожерелье: бузы (*бусы) или гранаты или янтари все же называются вообще занисками (?). В косу вплетают ленты разноцветные, а более красные и называются касниками (*косник – кокошник). Голову повязывают платком, сложенным несколько шире мужского галстука. Обыкновенная одежда девиц белая сорочка с красными поликами (нашивками на плечах) и сарафан синий или белый без украшений разве с шнурками.
Повязка: белый холщевый платок – наметка. Молодые женщины носят тоже самое и отличаются от девиц головными повязками – кичками, которые своею разнообразностью отличают их от женщин другой отчины. По кичкам повязываются платки белые, а в праздник бумажные и шелковые, а иногда сороки (мишурный пласт), а затылок украшают бисерными кистями, густо сшитыми и называют позатыльниками.
Пожилые женщины носят одежду того же покроя белую без прикрас.
Зимняя одежда шуба из русских овчин с борами (?) назади и ласками (?) из красной замши или юфти, а старые женщины носят без боров и ласк.
Молодые женщины и девицы носят башмаки или сапоги с проволокою и лапти писаные, т.е. вязовых лык мелко покроенных, а старые женщины обыкновенные лапти с пеньковыми оборками. Женщины плетут две косы, которые скрывают под повязкою. Если же нечаянно случится видеть женщину, которой голова непокровенна, то она тотчас или уходит или немедленно повязывает во исполнение слова священного писания: «Жена да будет покровенна».
Мужчины стригутся в скобки, т.е. напереди над глазами подрезают и кругом подравнивают.
3. Пища ежедневная: щи (капуста), картофель или крупник попеременно в постные дни с конопляным маслом или соком, а в скоромные с свиным салом, летом грибы, молоко.
В праздник тоже, но в осень с бараниною, редко говядиною, сверх того каша гречневая или ячменная, жаркое: баранина, поросенок, иногда гусь, курица и яичница. Но есть бедняки, у которых весною ничем не отличается праздник от будня и скоромный от постного дня. Над ними молодежь острит, что у них пятница и среда не сходят со двора. Достаточные люди из крестьян изысканностей никаких не знают, а что имеют у себя приготовляют самым простым способом, даже жаркое без огурцов и холодное без хрена

Пища изменяемая смотря по времени и для разнообразия следующая: студень, щи – капуста, картофель, крупник, каша, горох, саламата (*мучная каша), кулешь (*похлёбка), кулага, кисель, блины.
О последних двух есть пословица: «В осень кисель да блины, а весною сиди да гляди». Животные нечистые: лошадь потому, что имеет нераздвоенные копыта. Собака, кошка, как плотоядные. Птицы нечистые: ястреб, ворон, сорока, ворона, галка, воробей, первые как плотоядные, а последний по нелепому мнению женщин, носил гвозди для Распятия Господа.
Голубь хотя считается чистым, но в пищу не употребляют.

При свадьбе необходимое кушанье: курник – круглый пирог начиненный куриным мясом. При рождении – каша.
При погребении: кутья – пшеничные зерна жидко сваренные и подслащенные медом, а кто не сеет пшеницы заменяет оную мёдом, также овсяный кисель необходим и подается дважды: первое и последнее блюдо.
В столе употребляется посуда самая простая деревлянная не всегда покупная, чаще самодельная, кушанья же приготовляются в глиняных горшках и чугунах, из которых наливает хозяйка – кухарка в чаши деревлянною с длинною рукояткою ложкою, которая называется в отличие от столовых, делаемых из корней дерев – полойником (*половник).
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #417 : 25 марта 2024, 10:51:13 »

Из предыдущего повествования стало интересно, что такое «разводные лодки осиновые» и нашёл такой текст:

Долбленые лодки были чрезвычайно широко распространены в устьянском крае с давних времен. Основные сведения об их употреблении мы можем узнать у старожил – старейших жителей наших устьянских деревень, помнящих про лодки-долбленки из рассказов своих родителей, дедов и прадедов. Ну и, конечно же, они сами застали то время, когда долбленки, они же «осиновки» или однодеревки, изготавливали чуть ли не в каждой деревенской семье.
Умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Каждый мужик в деревне должен был уметь делать такую лодку, так как она была необходима в хозяйстве. Перевезти какой-нибудь груз, переплавится в соседнюю или дальнюю деревню, на лодках можно было легко добраться до нужных мест (по грибы, ягоды, на рыбалку, на ярмарку).
Таким образом, лодка являлась необходимой составляющей деревенского хозяйства, особенно большие лодки, на которых при необходимости могли вместиться и люди, и значительное количество их поклажи.
Форму лодки подсказала сама природа, сделанная из цельного бревна, она повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. Она удобна, легка, прочна и обладает высокой грузоподъемностью. Традиционно управление лодкой осуществлялось одним веслом в положении стоя.
Материалом для изготовления лодки-долбленки в нашей местности преимущественно служила осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой. А наиболее подходящим временем для процесса изготовления долбленки считалась весна. Изготовив ее в эти месяцы, лодка была готова к сезонному летнему использованию.
Технология выделки лодок-долбленок опробована веками и в большинстве своем сходна на разных территориях. Процесс этот достаточно трудоемкий.
Лодки-долбленки могли иметь весьма скромные размеры и вмещать одного-двух человек, соответственно они были легкими по весу и легко переносились, либо же они могли быть вместимостью до 10 человек и иметь значительный вес. Размер лодки зависел от ее предназначения и желания мастера.
Итак, выбрав подходящую осину, необходимо было ее обработать. Для начала убрать кору, затем сделать разметку, в соответствии с которой и осуществлять все последующие работы. Сформировав нос и корму, начиналось выдалбливание.
Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода, раньше для ее нагрева использовали разогретые на костре камни. Внутри ставили распорки из еловых сучков, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно разошлись, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться. Крепили «упруги» к бортам лыком, веревками, берестой, привязывая их к специальным выступам с отверстиями (выступы на стенках предусматривают при выдалбливании лодки).
Существовал и другой способ распаривания бортов для их разводки – путем нагрева лодки над костром. Лодка ставилась на козлы, под которыми разводился огонь, внутрь лодки наливалась вода, в процессе нагрева необходимо было следить, чтобы борта не обуглились, подмачивая внешнюю сторону лодки водой. При таком способе распаривания существовал риск ее ненароком сжечь, что иногда и случалось. Поэтому данный способ применялся реже, нежели другие.
Заключительным этапом изготовления лодки являлось ее смоление. Спустя некоторое время после изготовления лодку снаружи обильно покрывают разогретой смолой и выставляют на солнце. Когда смола полностью впитается древесиной, процесс можно считать завершенным. Раньше смолокурение было распространено на Устье, регулярно просмоленная лодка могла служить своему хозяину довольно продолжительный период времени.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 6945


Константин


« Ответ #418 : 25 марта 2024, 22:12:19 »

Этнографические сведения о селе Великополье. 2 часть

4. При рождении младенец и после омовения его бабка умывает руки в воде, в которую всыпают хмель и овес, чтобы новорожденный был красив, кудряв, велик рос и богат. По крещении младенца обед, на котором необходимо должна быть каша, за которою бабка просит водкою, а ей кладут на чашу каши деньги, собрав деньги открывает полотенце с каши и тогда начинают есть. Отцу же младенца кладут в ложку каши, перемешав с солью, чтобы он скушал, но как по множеству соли каша неприятна, то он забрасывает ложку на печь, чтобы новорожденный велик был.
После христианского обряда в храме новобрачных встречают на пути и преграждают им дорогу, жердь положив поперек, от чего они освобождаются водкою, в воротах же дома встречают, выворотив шубу, чтобы были богаты, как космата шуба, а гостям подносят по стакану водки, потом ведут в хату предшествуя с хлебом-солью, на котором держат Образ Благословение родителей, сажают за стол. Когда гости и новобрачные сидят за столом, молодые женщины стоя у порога поют свадебные песни, за что получают деньги от того, кого величали или кому песни пели. Деньги кладут в рюмку водки или стакан пива – певицы выпивают и деньги берут. В столе новобрачным ложку кладут одну, обращенную против обыкновения в знак того, что им есть недолжно, чтобы после в жизни домашние не ели – не бранили. На другой день брака непременно блины пекут и приучают готовить молодую, а она на скородень или чепелу (*ухват) вешает пояс, и – тотчас кухарка того дома ее заменяет, а пояс берет в подарок. Потом молодую учат мести пол хаты, и на веник тоже вешает пояс, и в этом случае ее заменяет. Далее посылают обоих молодых по воду, гости же не допуская их до дому, выливают воду до тех пор пока отец или хозяин выкупит водкою.

При исходе души человека, некоторые ставят на окно чашу с водою – будто душа имеет нужду в омовении, потом омывают тело и в свое время призывают священника, который отпев литию, выходит и за ним несут тело умершего. Вышедши из селения, старушка сжигает веник, с которого листья ощипаны в подушку и солому, на которых лежал умерший, горшок же, из которого омывали, разбивают, а в доме из окна вывешивают лоскут белого холста, на который кладут лепешку хлебную для того, чтобы нищие знали, что в этом доме, где вывешен холст, был умерший, поэтому нищие и просят там или холстинки или изношенный одежды умершего, помянуть его за упокой, и им по возможности подают.
При поминовении ничего ни предосудительного, ни замечательного не бывает. По окончании панихиды женщины – родственницы умершего заплачут и пойдут из хаты, а некоторые даже и за ворота, как бы провожая умершего в последний раз и навсегда.

При начатии полевых работ, именно: пашни, если печь топится, то чело на минуту прикроют, и некоторые не дают в то утро в заем ничего, даже огня. Присядут все на малое время, но далее от печи, чтобы не было печали, потом встают, молятся Богу, старший пахарь режет от целой ковриги край хлеба и отдают коням. Начинают пахать на огороде борозды две или три и потом едут в поле, здесь избегают встречи с людьми недоброжелательными или подозреваемыми в ворожбе. Если же во время пашни случится несчастие, то этому причиною встретившиеся люди.
Засевают также, садятся, потом молятся Богу и берут с собою просфору, которую подавали в день Благовещения на проскомидию.
Зажинать (*приступать к жатве) начиная избирают скоромный день, а более субботу. Пред вечером садятся, потом молятся Богу, идут в поле, там молятся, садятся, чистят и едят яйца, чтобы и в доме было полно и кругло как яйцо. Потом нажинают по два или по три снопа, возвращаются домой с одним снопом. В следующие дни выходят рано кто как может. Прочие работы начинаются тоже молясь Богу.

При пожарах обносят около огня образ Неопалимые Купины и идут с ним в пустое место, чтобы ветер подул в ту же сторону – ненаселенную. Некоторые кидают в огонь первое яйцо, полученное в Христов Великий день, чтобы пожар утих.
При скотских падежах надписывают на воротах: «Приди вчера, дома нет!», а также дегтем же мажут лбы и крестцы скоту и кто, что знает, например: свиней кормят жирными щами с свиным же салом, 2 ячною кашею, 3 железною дрезгою, что при ковке железа отлетает. Коровам дают живых к(а)расей, омочив в чистый деготь или кусок сельди с дегтем.
При свирепствовании моровых язв обходят селения с иконами, поя молебны, а некоторые тайно от людей опахивают кругом селение.


5. Крестьяне всегда заняты хлебопашеством. Некоторые только молодые люди ходят в Киевскую и другие губернии на шоссе. Осенью бьют волну, шьют одежу, а зимою занимаются извозом.

6. Молодые мужчины и женщины сумерками собираются во дни Воскресные и праздничные на улицу, поют песни, зимою катаются с горы на скамьях, леднях и санях или в избах играют в карты: в пяточки, просто дурачки, мельники или бирюльки. Летом таковые игры бывают редко, разве в вечер храмового Праздника. В день сошествия Святого Духа девицы завивают венки в поле, которые с рожью, а на заговины (*пост) развивают. Берут в поле муки, яиц и масла, пекут блины и делают яичницы. Дети зимою играют в ковыньки (кочережками гоняют шар) и в телепни тоже, что и кегли.

7. Прихожане Великопольской церкви – крестьяне пяти помещиков и потому порядок управления различный, а также продовольствия и недостатки, удобства и неудобства различны. По малоземельности и малолесию продовольствие крестьян скудное. В последние эти года редкий крестьянин имеет хлеб до нового хлеба. В мае месяце просят хлеба у своих помещиков (иногда и прежде мая). Помещик дает им хлеба, но крестьяне по недостатку сена разделяют данный хлеб с своим рабочим скотом, опять у крестьян недостаток хлеба, для пополнения сей необходимости он занимает у какого-нибудь богача или прасола (торговца) хлеб с процентом в осень по два четверика на куль или берет в деньги с взносом в осень по высокой цене, от того и оправдывается пословица крестьян: «Богач, богатеет, а бедный беднеет».
На водку и другое мотовство расходуется очень мало. Разве к Храмовому Празднику порядочный возьмет четверть ведра водки, а бедный и нисколько, но к свадьбе занимают деньги, а берут от 1-го до 3-х ведер; беднейший пол ведра. Табак русский курят и нюхают немногие.

IV. Особенности общественного быта.

Сходки собираются по приказанию помещика, а за отсутствием его старосты или бурмистра созывает же десятский. Люди пожилые и богатые подают голоса и на большинстве голосов решают дела. Таковые сходки собираются для назначения в рекруты. Бурмистр или староста, за отсутствием помещика и если нет управляющего, есть полномочный хозяин продать хлеб господский, отпустить в работу или оставить кого для сдачи в рекруты, также дозволить и недозволить кого женить и вообще распоряжается всем как хозяин, а десятский, получа наряд от начальника, разносит приказание: кому на молотьбу, кому с топором на постройки, кому на караул к господским житницами и хлебному магазину.
Для сдачи в рекруты собирается с тягла по одному рублю серебра, на подушное же рубля по четыре, а у некоторых по пяти. При сдаче рекрут деньги отдают сдатчику, а иногда распоряжается отчинный начальник. На эти деньги кормит рекрут до сдачи их, остальные отдает рекрутам в награждение. Но иногда недобросовестный сдатчик и сам пользуется частью денег.
Особенное влияние на общество имеет человек пожилой и опытный. К нему обращаются за советом: «Ты де дядюшка человек пожилой, побольше нас знаешь, как ты мне посоветуешь». Такие опытные и на сходках имеют сильный голос. Их советам пользуются иногда и помещики.
Если случается порубка леса или пропажа с нивы господских или соседних снопов, а также одежды и коней, то виновные наказываются при сходке лозами, назначаются без очереди и даже без зачета в рекруты. За любодеяние представляют священнику наказывают епитимьею. За важные преступления представляют конечно суду, но от таковых случаев Бог хранил прихожан Великопольской церкви в десятилетнее мое служение Церкви.
При разделе одного семейства или дома на два младший остается на старом корене, все делят пополам и разделяют даже ковригу хлеба на равные части. Если же заводятся споры при разделе, то при посредстве отчинного начальника и сходки они решаются без суда.
Приданного девице у крестьян не дают кроме снизки (*мелкие предметы одежды) одежи, т.е. шубы овчинной и зипуна суконного, а бедной девице и сию приносит жених на вечерину, а которая имеет снизку одежды, той жених дает рубли три серебра на сороку.
При покупке коней не берут поводья голыми руками, но обернув руку полою одежды, чтобы у продавца и покупателя водились кони и не были бы бедны или наги, купленную лошадь взводит на средину двора и дает в ступе овса, чтобы лошадь была как ступа толста, т.е. держала тело.
При покупке коровы, дают ей в воротах край хлеба посолив, чтобы знала двор и приходила с поля сама.
В работах тяжелых или дружных, как то: вывезти лесу на хату, поставить оную, мять лен и пеньку, созывают толоку. Если кто имеет достаток, возьмет водки, а хозяйка пристряпает лишнее кушанье для толоки, спечет лепешек и сварит каши.
Хозяина в доме слушаются и он есть полновластный распорядитель всего имущества
А где нет повиновения и доверия ему, там следует раздел даже у отца с сыном. Мать или старшая невестка заведует провизиею домашнею и распоряжается, когда что пристряпать, смотря по случаю или празднику, также присматривает за рогатым скотом, а невестка и младшие исправляют полевые работы Господские и свои.

V. Умственные и нравственные способности и образование.

Грамоте из крестьян мало знают, но ныне мало по малу начинают детей учить грамоте. Не чужды Церкви в праздники в Храме бывают до 400 обоего пола из 1800 обоего пола. Раскольников нет ни одной души. Главные и необходимые догматы Христианской Религии объясняются простолюдинами и Богопознание и Богопочтение насаждено и возрастает.

VI. Народные предания и памятники.
Говорят, что село Великополье принадлежало Царству Польскому и было границею. В 3-х верстах от села Великополья есть деревня Свиридово (имение князя Шаховского), та принадлежала Царству Русскому. Если кому из жителей села Великополья угрожало наказание за преступление, тот переходил в деревню Свиридово и иск должен был прекратиться и наоборот из Свиридова перебегали в Великополье.
Близ села Великополья есть место на левом берегу реки Угры, называемое Городец. Говорят, что на этом месте был дом какого-то князя, но в нашествие Паца (так жители называют завоевателя) дом разрушен и место сравнялось и признаков нет никаких, но тем не менее место это называется Городец. В недавнее время в этом месте кто-то разрывал землю с намерением, как нужно полагать, отыскать клад, но как эта работа производилась ночью и тайно, то и неизвестно найдено ли что или нет.
Между же Великопольем и Свиридовом есть кустарник, называемый Березовое болото. Рассказывают, что в сем болоте есть клад под камнем. Редкому этот камень видим бывает и тех, которые видали, иногда пугал солдат. Предпринимали отыскивать сей камень большим собранием народа и тогда будто камень никому не видим был.
В верх реки Угры между селами Великопольем и Городищем есть два небольшие кургана, не в дальнем расстоянии один от другого, кругом они подпаханы, но говорят их было до десяти, но разрыты и сравнялись пашнею. Тоже говорят, что они сделаны в нашествие Паца.

Села Великополья Священник Иоанн Соколов. 1854 года декабря.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Страниц: 1 ... 19 20 [21] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!