В среднем течении реки Угра
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
13 Апрель 2021, 06:32:52

Войти
Главная страница сайта: Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
41236 Сообщений в 919 Тем от 967 Пользователей
Последний пользователь: Алексей 1969
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  В среднем течении реки Угра
|-+  Главная категория
| |-+  Краеведение
| | |-+  с. Климов-Завод и округа
| | | |-+  с. Климов Завод и окрестности
« предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 ... 13 14 [15] Печать
Автор Тема: с. Климов Завод и окрестности  (Прочитано 115753 раз)
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #280 : 24 Декабрь 2020, 20:29:06 »

Стан Кляпикова слобода был анклавом Вяземского уезда и его по формальному признаку нужно было куда то приписать - приписали к Молоцкому стану. Чередование букв е-и в топонимах часто встречается.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2020, 23:03:56 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
nikita0995
Младший краевед
***
Сообщений: 22


« Ответ #281 : 25 Декабрь 2020, 14:43:51 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Стан Кляпикова слобода был анклавом Вяземского уезда и его по формальному признаку нужно было куда то приписать - приписали к Молоцкому стану. Чередование букв е-и в топонимах часто встречается.

Константин, спасибо, понял.
Однако всё же интересно почему этот анклав приписали именно к Молоцкому стану? Ведь было множество станов расположенных гораздо ближе, примыкающих к округе села Бутурлина.
А в переписной книге Озерова вообще сказано, что:

"А в приправочных перечневых переписных книгах переписи Романа Бобарыкина да подьячего Петра Тотава 1646 году та князя Михайлова вотчина Яковлевича Черкаского село Бутурлино з деревнями написаны в Великопольском стану."

Так и оставили бы Бутурлино в Великопольском стане, он находится практически по соседству. Однако зачем-то приписали к Молоцкому стану, который расположен вообще далеко, странно. Мне кажется была какая-то причина, или это какая-то ошибка. Ведь у того же Озерова например сельцо Молотка (вернее сельцо Острогино, Молата тож) и село Муравьева записаны как-то особняком, после Козельского стана, без заголовка о том, что это Молоцкий стан.
А вот дальше село Бутурлино с деревнями записано под конкретным заголовком "Стан Молоцкой в вотчинах".

Кстати в конце описания Бутурлина с деревнями тоже непонятка - сказано, что:

"Всего за стольником за князем Михайлом Яковлевичем Черкаским два села да тринатцать деревень"


Но о каких двух селах идет речь? В тексте описано только одно село - Бутурлино. Куда пропало второе село?
Вот выписал всё, записанное за Черскаским:

с. Сежа Батурлино тож,
д. Лотыши что был починок Микулин,
д. Андреевская что был починок Андрейков,
д. Стененки,
д. что был починок Кушевой а Павлово тож,
д. Сельцо а Королево тож,
д. что был починок Турановской,
д. Брюково а Русиново тож,
д. Ларина,
д. Тюбекина,
д. Ларина,
д. Лушки,
д. Сидоровская,
д. Ананина,
д. Починок Семеновский.

Нету второго села. И деревень не 13, а 14 получается. Ошибка писаря? Или он имел в виду второе село - с. Муравьева? Но оно записано не за Черкаским, а в поместье за "За вязьметином за Андреем Трофимовым сыном Дерновым". А сельцо Молата записано в поместье за "За вязьметином за Елисеем Мокаревым сыном Шумиловым". То есть к Черкаскому они не относились.

Короче непонятки какие-то с этим Молоцким станом)
« Последнее редактирование: 25 Декабрь 2020, 14:46:14 от nikita0995 » Записан
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #282 : 25 Декабрь 2020, 19:00:44 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Стан Кляпикова слобода был анклавом Вяземского уезда и его по формальному признаку нужно было куда то приписать - приписали к Молоцкому стану. Чередование букв е-и в топонимах часто встречается.

Константин, спасибо, понял.
Однако всё же интересно почему этот анклав приписали именно к Молоцкому стану? Ведь было множество станов расположенных гораздо ближе, примыкающих к округе села Бутурлина.
А в переписной книге Озерова вообще сказано, что:

"А в приправочных перечневых переписных книгах переписи Романа Бобарыкина да подьячего Петра Тотава 1646 году та князя Михайлова вотчина Яковлевича Черкаского село Бутурлино з деревнями написаны в Великопольском стану."

Так и оставили бы Бутурлино в Великопольском стане, он находится практически по соседству. Однако зачем-то приписали к Молоцкому стану, который расположен вообще далеко, странно. Мне кажется была какая-то причина, или это какая-то ошибка. Ведь у того же Озерова например сельцо Молотка (вернее сельцо Острогино, Молата тож) и село Муравьева записаны как-то особняком, после Козельского стана, без заголовка о том, что это Молоцкий стан.
А вот дальше село Бутурлино с деревнями записано под конкретным заголовком "Стан Молоцкой в вотчинах".

Скорее всего село Молотку сделали Молоцкой волостью, а анклав с селами Слободки и Сежа-Бутурлино назвали Молоцким станом. По поводу Великопольского стана передайте свое замечание писцам. Может быть они в гробу перевернутся и вам ответку как-нибудь пришлют.


Цитировать
Кстати в конце описания Бутурлина с деревнями тоже непонятка - сказано, что:

"Всего за стольником за князем Михайлом Яковлевичем Черкаским два села да тринатцать деревень"
Но о каких двух селах идет речь? В тексте описано только одно село - Бутурлино. Куда пропало второе село?
Вот выписал всё, записанное за Черскаским:
Нету второго села. И деревень не 13, а 14 получается. Ошибка писаря? Или он имел в виду второе село - с. Муравьева? Но оно записано не за Черкаским, а в поместье за "За вязьметином за Андреем Трофимовым сыном Дерновым". А сельцо Молата записано в поместье за "За вязьметином за Елисеем Мокаревым сыном Шумиловым". То есть к Черкаскому они не относились.
Короче непонятки какие-то с этим Молоцким станом)

Второе село это Коровьина Слобода или Кляпикова Слобода - село Слободка. Не знаю, почему  его пропустили. Оно там должно быть. Надо читать оригинал.

Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
nikita0995
Младший краевед
***
Сообщений: 22


« Ответ #283 : 25 Декабрь 2020, 23:59:05 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
По поводу Великопольского стана передайте свое замечание писцам. Может быть они в гробу перевернутся и вам ответку как-нибудь пришлют.

Не, тревожить светлую память воеводы Романа Федоровича Боборыкина и подьячего Петра Титова я не буду, у меня к ним никаких замечаний нет.
Потому что во-первых я бесконечно благодарен им за то, что благодаря их стараниям спустя века мы можем получить такую ценную информацию.
А во-вторых я уверен, что это не ошибка - думаю, что когда Озеров в 1678г писал о том, что Бутурлино в книге 1646г было записано в Великопольском стане, то цель этой записи была не сообщить об ошибке Боборыкина, а донести справочную информацию о том, что изменилась административно-территориальная принадлежность этой местности, которая 30 лет назад действительно относилась к Великопольскому стану.

Ведь даже у вас на сайте в Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин сказано, что:

Согласно Подлинной переписной книги посадских дворов города и поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Вяземского уезда за 1677 г. ранее село Бутурлино с окружающими деревнями входило в состав Великопольского стана Дорогобужского уезда. После заключения Поляновского мира между Речью Посполитой и Россией в 1634 г., и вследствие размежевания границ в 1638 г. в Вяземском уезде образовался Молоцкий стан.

Единственно не совсем понятно при чем тут Великопольский стан Дорогобужского уезда, скорее всего это ошибка - речь идет о Вяземском уезде.

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Второе село это Коровьина Слобода или Кляпикова Слобода - село Слободка. Не знаю, почему  его пропустили. Оно там должно быть. Надо читать оригинал.

А-а, понял, спасибо, интересно. Неужели промухали Слободку-то...
« Последнее редактирование: 26 Декабрь 2020, 00:17:33 от nikita0995 » Записан
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #284 : 26 Декабрь 2020, 11:27:26 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
По поводу Великопольского стана передайте свое замечание писцам. Может быть они в гробу перевернутся и вам ответку как-нибудь пришлют.

Не, тревожить светлую память воеводы Романа Федоровича Боборыкина и подьячего Петра Титова я не буду, у меня к ним никаких замечаний нет.
Потому что во-первых я бесконечно благодарен им за то, что благодаря их стараниям спустя века мы можем получить такую ценную информацию.
А во-вторых я уверен, что это не ошибка - думаю, что когда Озеров в 1678г писал о том, что Бутурлино в книге 1646г было записано в Великопольском стане, то цель этой записи была не сообщить об ошибке Боборыкина, а донести справочную информацию о том, что изменилась административно-территориальная принадлежность этой местности, которая 30 лет назад действительно относилась к Великопольскому стану.

Ведь даже у вас на сайте в Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин сказано, что:

Согласно Подлинной переписной книги посадских дворов города и поместных и вотчинных сел, деревень и дворов Вяземского уезда за 1677 г. ранее село Бутурлино с окружающими деревнями входило в состав Великопольского стана Дорогобужского уезда. После заключения Поляновского мира между Речью Посполитой и Россией в 1634 г., и вследствие размежевания границ в 1638 г. в Вяземском уезде образовался Молоцкий стан.

Единственно не совсем понятно при чем тут Великопольский стан Дорогобужского уезда, скорее всего это ошибка - речь идет о Вяземском уезде.
[/quote]

Эта статья уже устарела, нужно переписывать. Изначально Великопольский стан в Дорогобужском уезде находился.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #285 : 15 Февраль 2021, 16:20:02 »

Похоже, что Климов-Завод назван по пустоши Климово (Климищи)

В РГИА имеются следующие дела:


Шифр
Ф. 1088 Оп. 10 Д. 43
Заголовок
Променная запись Мих. Матв. Аристова о промене поместных земель в пустоши (ранее деревне) Лавровой Дубровского стана Муромского уезда на поместные земли кн. Мих. Як. Черкасского в пустоши Климищи Молодского стана Вяземского уезда. Подлинник (столбец) и копия 1787 г.
Крайние даты
1681 (7199)

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 10 Д. 51
Заголовок
Променная запись Ал. Петр. Норова о промене поместной земли в пуст. Зевове Дубровского стана Муромского уезда на поместные земли кн. Мих. Як. Черкасского в пуст. Климищи Молоцского стана Вяземского уезда. Столбец 2 сст.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 10 Д. 52
Заголовок
Променная запись Луки Степ. Онучина о промене поместной земли в пуст. Зевове Дубровского стана Муромского уезда на поместные земли кн. Мих. Як. Черкасского в пуст. Климищи Молоцского стана Вяземского уезда. Столбец.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 10 Д. 68
Заголовок
Променная запись Ив. Никит. Козлова о промене поместных земель в деревне Арбузовой (Муромцевой) Березопольского стана Нижегородского уезда на поместные земли кн. Мих. Як. Черкасского пуст. Климище, Молоцкого стана Вяземского уезда. Столбец 1 сст.
Крайние даты
27 июня 1693 г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 10 Д. 70
Заголовок
Расписка Ал. Ив. и Ив. Ив. Немцковых о промене поместных земель в пуст. Китовской Березопольского стана Нижегородского уезда на поместные земли кн. Мих. Як. Черкасского в пуст. Климеще Молоцкого стана Вяземского уезда. Подлинник и копия.
Крайние даты
13 июня 1694 г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 13 Д. 713
Заголовок
Запись Парфения Дмитриевича Мошонова о промене кн. Михаилу Яковлевичу Черкасскому поместной земли в пустоши (ранее деревня) Нижняя Пурлова Моржевского стана Рязанского у. на земли кн. Черкасского в Вяземском у. Молоцком стане в пустоши Клинице. (Столбец.)
Крайние даты
2 февраля 1691 (7199) г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 13 Д. 714
Заголовок
Записи Никифора Дмитриевича Мошонова о промене кн. Михаилу Яковлевичу Черкасскому земель и пустоши Нижней Пурлове Моржевского стана Переяславль – Рязанского у. на земли в пустоши Климищи Вяземского у. (Столбцы)
Крайние даты
16 июня – 28 декабря 1691 (7199 – 7120) г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 13 Д. 715
Заголовок
Записи подьячего Сергея Замятина и «туленина» Терентия Дьякова о промене кн. Михаилу Яковлевичу Черкасскому поместной земли при Клекотке Епифанского у. на земли в пустоши Климищи Вяземского у.
Крайние даты
3 июня 1691 (7199) г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 13 Д. 716
Заголовок
Запись Михаила Тимофеевича Сатина о промене кн. Михаилу Яковлевичу черкасскому поместной земли при деревне Нижней Коймани на землю в пустоши Климище Вяземского у. (Столбцы)
Крайние даты
3 июня 1691 г.

•   
Шифр
Ф. 1088 Оп. 13 Д. 725
Заголовок
Променная запись «туленина» Евдокима Ханеева о промене кн. Михаилу Яковлевичу Черкасскому поместной земли в Олешиной слободе в Клобуковском стане Епифанского у. на пустошь Климище в Вяземском у. (Столбец.)
Крайние даты
20 ноября 1695 (7203) г.

« Последнее редактирование: 15 Февраль 2021, 16:25:37 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #286 : 15 Февраль 2021, 18:30:52 »

Дела в РГИА по Климов-Заводу:

•   Шифр
Ф. 218 Оп. 3 Д. 1685
Заголовок
Дело о представлении проекта постройки каменной церкви в имении князя Юсупова в селе Климове Юхновского уезда Смоленской губернии. План церкви. Л. 8
Крайние даты
21 марта 1857 - 08 августа 1857


•   
Шифр
Ф. 577 Оп. 37 Д. 1473
Заголовок
Дело о выкупе временнообязанными крестьянами земельных наделов у Решетовой Е.И. селения Климова. (Смоленская губ.) 26 июня 1868 г. - 7 декабря 1868 г.
Наличие отсканированных листов
да

•   
Шифр
Ф. 577 Оп. 37 Д. 3542
Заголовок
Дело о выкупе временнообязанными крестьянами земельных наделов у Князя Юсупова Н.Б. села Климова, деревень: Андреенки, Горней и др. (Смоленская губ.) 24 декабря 1884 г. - 8 августа 1885 г.
Наличие отсканированных листов
да


Шифр
Ф. 733 Оп. 172 Д. 332
Заголовок
Дело о передаче княгиней Юсуповой, графиней Сумароковой Эльстон в пользу двухклассного училища в селе Климовом заводе Юхновского уезда Смоленской губернии дома и одной десятины земли
Наличие отсканированных листов
да

•   
Шифр
Ф. 733 Оп. 172 Д. 822
Заголовок
Дело о преобразовании существующего в селе Климове Смоленской губернии начального народного училища в двухклассное, с пособием от казны
Наличие отсканированных листов
да

•   
Шифр
Ф. 789 Оп. 13 1905 г. Д. 86
Заголовок
О конкурсе на проект памятника имератору Александру II в селе Климов-завод Смоленской губернии
Крайние даты
1905 г.

•   
Шифр
Ф. 796 Оп. 438 Д. 3300
Заголовок
Формулярный список о службе чина духовного ведомства Смирягина Евгения Николаевича начальника Климовского почтового отделения Смоленской губернии
Крайние даты
1906 г.


•   
Шифр
Ф. 1289 Оп. 2 Д. 1628
Заголовок
Главное управление почт и телеграфов Министерства внутренних дел. Об устройстве телеграфа в Климовом заводе (Смоленская губерния)
Крайние даты
1887 - 13 декабря 1889

•   
Шифр
Ф. 1289 Оп. 7 Д. 286
Заголовок
Главное управление почт и телеграфов Министерства внутренних дел. О новом направлении почтового тракта между Юхновым и Климовым заводами Смоленской губернии
Крайние даты
26 августа 1904 - 31 августа 1904

•   
Шифр
Ф. 1293 Оп. 165 Д. 391
Заголовок
Проект церкви в имении князя Юсупова в сельце Климове Смоленской губернии. 1 августа 1857 г.
Наличие отсканированных листов
да

•   
Шифр
Ф. 1344 Оп. 10 Д. 1111
Заголовок
Второй (крестьянский) департамент Сената. 1886 г. О признании за князем Н.Б. Юсуповым права на получение выкупной ссуды за имения его дочерей - княжны Т.Н. Юсуповой и графини З.Н. Сумароковой-Эльстон, в селе Климовом и деревнях Андресноп, Горней и других. Смоленская губерния, Юхновский уезд
Крайние даты
07 сентября 1886 г. - 29 октября 1887 г.

Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #287 : 02 Март 2021, 23:42:32 »

Посмотрел в РГИА дело с выписками из документов 17 в. по владению Черкасских.  В деле 73 листа.
В деле выписки из писцовых, отказных книг, купчие.

В деле имеется копия с послушной  грамоты на владение Черкасских от 1623 г., купчая на мельницу на р. Руденке.
Есть целая подборка документов, когда крестьяне просят выдать замуж девиц из владения Черкасских - видны связи крестьян с соседними селам и деревнями, есть документы о сыске беглых крестьян.

В деле имеется копия с писцовой книги Юрия Михайловича Мусина-Пушкина и подъячего Сидора Андреева за 1626-1627 гг. Ранее я эту писцовую книгу не встречал.

Жаль не успел все переписать. Копирование в РГИА стоит 161 р. за лист техническими средствами архива. Можно ли это дело снимать на свой фотоаппарат под вопросом, возможно дело особо ценное.
« Последнее редактирование: 06 Март 2021, 10:50:09 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #288 : 04 Март 2021, 22:43:35 »

         С послушной грамоты на сельцо Бутурлино и на Коровино РЛА (1623) году

         Копия

        От царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии в Вяземской уезд в стан Молоту
        в погост, что была Слободка Коровина Клепиково тож, в деревню Бурмакино, в деревню Сидоровскую, в деревню Ананьино, в пустошь, что была деревня Бредковская да пустошь Климово, в пустошь Тыхочево, в пустошь Куриново, в пустошь Олешково, в  пустошь Озерово, в пустошь Поляна, в пустошь Микулино, в пустошь Шершнево, в пустошь Угол, пустошь Куминскую, в пустошь, что был починок Семеновской,
        в погост, что было село Сежа Бутурлино тож пусто,  в деревню Борисенки, в деревню Хвощеватую, в деревню Лужки, в деревню Тебейкино, в деревню Степенки, в деревню Русиново, в деревню Туранец, в деревню Латыши, в пустошь, что была деревня Спорная, в пустошь, что был починок Жерыбин, в пустошь, что была деревня Филипенки, в пустошь Старинную, в пустошь Шешуково, в пустошь, что был починок Вялой, в пустошь, что был починок Задней, в пустошь, что был починок Гришин, в пустошь Кузнецово, в пустошь Старостино, в пустошь Жиринскую, в пустошь Куракино, в пустошь, что была деревня Андреенская, в пустошь, что была деревня Березка, в пустошь, что была деревня Павлова, да пустошь, что (был) починок Денисов, да пустошь, что был починок Королевки, в пустошь, что был починок Ларин,
       что были те погосты и деревни и пустоши в поместье за Михаилом Татищевым, а после ево даны в поместье боярину нашему князю Ивану Борисовичу Черкасскому  всем крестьянам, которые в тех погостах и деревнях живут, а на пустошах учнут жить.
       Били нам челом боярин наш князь Иван Борисович Черкасский нашего жалованья поместья за ним в Вяземском уезде сельцо Бутурлино да сельцо Коровино с деревнями и пустошами, что было за ним же в вотчине и на то де ево поместье были прежних государей жалованные грамоты и те де грамоты в московское разоренье, как горел Китай город все сгорели (видимо речь идет о пожаре 1611 г.- К.А.) и нам бы ево пожаловать- велеть уму на то его вяземское поместье дать нашу ввозную грамоту, а по вяземским книгам письма и дозору Микифора Шапилова да подъячего Остафья Кулюпанова лета ЗРКД (1616) году в том боярина нашего князь Иванове поместье Борисовича Черкасского в погосте, что была Слободка Коровина Клепиково тоже, да в погосте, что было село Сежа Бутурлино тож с деревнями и пустошами написано пашни паханые и наездом и перелогом и лесом поросло ЦКФ (929) чети в поле, а в дву потому ж.
       И вы б все крестьяне, которые в тех погостах и деревнях живут, а на пустошах учнут жити Боярина нашего князя Ивана Борисовича Черкасского слушали, пашню на него пахали, и доход помещиков ему платили.
       Писан на Москве ЗРЛА (1623) году августа в КВ (22) день.

       На обороте той грамоты написано, тако Царь и Великий князь Михайло Федорович всея Руссии, диак Венедикт Махов, справил Тимошка Голосов
« Последнее редактирование: 05 Март 2021, 10:37:09 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Знаток краеведения
*****
Сообщений: 6180


Константин


« Ответ #289 : 05 Март 2021, 10:12:09 »

Интересно, что за писцовая книга Юрия Михайловича Мусина-Пушкина и подъячего Сидора Андреева за 1626-1627 гг. Что-то я не успел ее перепечатать. Если кто собирается в РГИА отпишите. Может быть скинемся на копирование.

Что-то нестыковка получается с делом 619.
« Последнее редактирование: 05 Март 2021, 16:43:04 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Страниц: 1 ... 13 14 [15] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!