|
21
: 01 ноября 2025, 11:24:58
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Константин
|
|
Читаешь, и всё вроде бы происходит в наше время: вот так же, как и сейчас, ходит автобус Юхнов-Малоярославец. Но вот видишь упоминание о ещё существующем Юхновском монастыре — и понимаешь, что это довоенные годы.
|
|
|
22
: 01 ноября 2025, 11:24:47
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Константин
|
|
Собираю довоенные описания сплавов по Угре. И вот, пожалуй, самое раннее из тех, что мне до сих пор встречалось. Это статья из журнала «На суше и на море» за 1932 год (№21). Любопытно, что свой маршрут путешественники начали не от станции Угра, как это часто бывает сейчас, а от Вязьмы и от станции Исаково. Железнодорожная ветка от Вязьмы на юг была в то время только-только построена, но авторы рассказа по каким-то причинам ею не воспользовались.
По Угре
Мы предлагаем вниманию читателя маршрут, проделанный нами год тому назад. Этот маршрут проходит неподалеку от Москвы (не далее 300 км) по долинам рек Угры и Оки, отстоящим в этих местах от железных дорог на расстоянии не более 40 км. Места здесь глухие. В значительной части дорога проходит по песчаной местности (Юхнов – Калуга) и не портится во время дождей. Почти весь маршрут (от колхоза Антипино, в 20 км от конечной станции железной дороги, до Коломны) можно проделать на лодке. При пешеходных экскурсиях лодка – средство транспортирования багажа туристов.
Все главные пункты маршрута Вязьма – Юхнов – Калуга – Алексин – Кашира – Коломна отстоят от Москвы в 5-7 часах езды, что дает возможность уставшим или заболевшим туристам быстро возвратиться домой, а запоздавшим – присоединиться в любом пункте к экскурсии. Путешествие от Москвы до Алексина займет от 7 до 15 дней в зависимости от продолжительности отдыха на отдельных пунктах. Стоимость путешествия (помимо платы за пользование лодкой) на каждого ориентировочно от 2 до 5 руб. в день. Вы приезжаете в Вязьму. Здесь вы можете познакомиться с новым строительством (в Вязьме льняная и текстильная фабрика, хлебозавод и маслобойный завод). Под Вязьмой можно побывать в совхозах – зерновом, молочном и мясном.
В Вязьме около вокзала находятся места, где в 1917 г. шли бои с казаками, шедшими с фронта на помощь юнкерам. В городе можно получить много интересных исторических сведений. Из Вязьмы вы на рабочем поезде отправляетесь до ст. Исаково, Сызрано-Вяземской ж. д. Оставив поезд, вы идете пешеходной тропой; проходите д. Логиново, затем Фроловку до села Баринова. Двухчасовая дорога лиственным лесом, с горы на гору через бывший помещичий запущенный парк приводит вас к высокому берегу р. Жижалы. По берегу Жижалы вы доходите до д. Горы и затем – в Антипино.
От д. Антипино до г. Юхнова – второй этап пути. Здесь по реке – около 70 км. На этом участке река делает много изгибов, проходя по очень красивым местам. Весь путь можно разбить на два участка с остановкой в с. Городец или где-нибудь около него. От Антипина путь идет через с. Ивановское (7 км). Село Ивановское очень живописно расположено на правом берегу Угры. Далее река делает правильную дугу между с. Ивановским и д. Приселье. Обрывы правого берега вплотную подходят к реке; слева за прибрежным ивняком – перелески, богатые грибами. После д. Приселья (до с. Федотьева – 28 км от Антипина) правый гористый берег значительно отступает от реки, оставляя широкую полосу зеленого луга. Еще 9 ½ км, и вы, минуя селения Абрамово, Песково (население занимается рыболовством), Синяково, Большое и Малое Виселево (от которых километрах в двух находится с. Рупсово, когда-то город, уездный центр), подходите к старинному селу Городец. Это – старое укрепление. Местность здесь живописная. Вблизи села хорошо сделать остановку на ночлег (42 ½ км от д. Антипино).
От Городца до Юхнова 47 км. Река здесь делает пять больших извилин. Вы проходите селения: Аксиньино (3 км), Павлово (19 км). От Павлова в стороне, на западе, километрах в семи находится большое село Климов завод; здесь есть почта, школы, рынок), Королево (3 км), Туранец (1 км), Батино (6 км), Городец (3 км), Гаренец (6 км). Отсюда до Юхнова 6 км.
Г. Юхнов расположен в 1½ км от Угры. Лодку здесь следует оставить у пристани и через прекрасный сосновый бор грунтовой дорогой дойти до старого Московско-Варшавского шоссе, у которого сейчас же и начинается город. Можно проехать рекой ниже на 1½ км и остановиться за бывшим монастырем, у парома, и по Подмонастырской слободе дойти до города. В 1924 г. город сильно пострадал от пожара, центр его до сих пор представляет руины. В городе протекает р. Кунава, за которой находится прекрасный сосновый бор – место гулянья юхновцев. В Юхнове можно запастись продовольствием.
От Юхнова можно добраться до Москвы двумя путями: 1) автобусом по прямому, как стрела, шоссе до ст. Мятлевской (34 км), далее по железной дороге на Москву, или через Вязьму (243 км), или через Калугу (253 км); 2) автобусом до Малоярославца через Медынь и далее по железной дороге до Москвы.
Третий этап пути – Юхнов – с. Товарково (около 80 км). Этот этап наиболее интересный. Здесь местами Угра достигает значительной ширины и 8 метров глубины.
Выехав из Юхнова ранним утром и миновав переезд у бывшего монастыря (7 км), вы плывете между луговыми берегами, напоминающими степные берега Дона. Миновав пересекающий Угру понтонный мост, вы вступаете опять в лесистую местность. Часто попадаются островки, около которых река течет особенно быстро. Километрах в двенадцати от Юхнова на правом берегу – село Палатки (Апоково). Особенно красивы берега реки между д. Алоньи горы (20 км) и с. Никола-Ленивец (от Юхнова 55 км). Здесь по реке – около 35 км, а дорогой не более 9. Река делает большую излучину; в середине этой излучины правый берег достигает наибольшей высоты. Остановиться следует в с. Велико (27 км от Юхнова). Участок от Велина до Николы-Ленивца особенно пустынен – трудно устроиться на ночлег, в особенности если запоздаешь. Река здесь изобилует рыбой, а леса – дичью. С. Никола-Ленивец – старинная крепость на б. русско-литовской границе. Берег у с. Николы-Ленивца до сих пор носит следы земляных укреплений. Таких укреплений было немало по берегам Угры, они служили защитой от татар и от Литвы.
От с. Николы-Ленивца мимо с. Покров (тоже укрепленный берег) вы плывете к д. Матово (21 км от Николы-Ленивца). Матово расположено на высоком правом берегу реки. За Матовым (в 5 км) – два села друг против друга; с. Товарково – на левом и с. Рождество – на правом берегу реки. Здесь проходит большая; в 9 км от них селений находится железнодорожная станция Полотняный завод (38 км от Калуги). Около станции – знаменитая когда-то бумажная фабрика (бывшая Гончарова). В этом месте возможен перерыв путешествия.
Четвертый этап – Товарково – Калуга (42 км). Здесь р. Угра протекает по длинной широкой полосе заливных лугов. За Товарковым с пограничной возвышенной полосы правого берега открывается прекрасный вид на окрестности; отсюда в бинокль видна Калуга. В 10 км от Калуги Угра впадает в Оку. В Калуге возможен перерыв путешествия – Москва в 253 км. Здесь мы закончили свое путешествие, оставив на будущее путь от Калуги по Оке через Алексин до Каширы. Для путешествия до Алексина необходимо запастись картой карт. отдела Корп. воен. топогр., ряд XII, № 12, ряд XIII, № 12, 13 и 14. Хотелось, чтобы этот путь проделали другие туристы, продолжив его до Коломны.
В. Бельский Н. Несслер
|
|
|
23
: 29 октября 2025, 11:14:46
|
|
Автор Стас - Последний ответ от Константин
|
|
Ночью крестьяне в деревне Абрамово, что на Угре, были разбужены сильными взрывами. Бомбили поле на севере от деревни. Выбежавшие из домов люди увидели как в ночном небе, низко над землей летит горящий самолет. Он пролетел по дуге и сел где то в районе р Угра. Небо некоторое время озаряло зарево, затем самолет взорвался. Утром на поле, на окраине деревни нашли двух летчиков, которые выпрыгнули с парашютами, но те не раскрылись из за маленькой высоты. Потом приехали немцы целый грузовик. Посмотрели на погибших и к самолету не пошли, уехали. Деревенские мальчишки до места падения добрались, сказали, что там, не доходя до самолета следы, консервы и бинты окровавленные. Наверное, еще летчики выжили. Вечером они сами объявились. Вернее в деревню пришел один, но попросил две пары лыж. До линии фронта было километров 15. Вышли ли они к своим, или их поймали немцы в деревне об этом не слышали. Это происходило в середине Января 42 года, до того, как в эти края пришла 33 армия. Одна большая бомба, которую он сбросил, не разорвалась и лежала на «мокром лугу» перед деревней пока не ушла в землю. Обнаружили и достали ее в 60х годах. (Специально искали). Тогда, когда ее подрывали, чуть не погибли все деревенские мальчишки, сбежавшиеся смотреть, но все обошлось. Летчиков похоронили на старом деревенском кладбище. Через пару лет после войны, году в 47м, в лесу севернее деревни нашли труп еще одного летчика. Его парашют запутался в кроне сосны. Он там провисел 5 лет. Его зарыли, прям там под сосной. Места сейчас не найдешь. Люди, которые его снимали, потом говорили, что он застрелился. Сейчас место падения самолета –большая воронка, достаточно глубокая и куча разбросанного алюминия в радиусе 70 м от нее. Говорят, что был хвост, но его забрали на металлолом, когда рядом вырубали лес.
|
|
|
24
: 29 октября 2025, 10:55:41
|
|
Автор Стас - Последний ответ от Константин
|
Выживший пилот: Ищук Федор Михайлович, 1913 (1914) года рождения, уроженец Житомирской (Киевской) области, старший лейтенант, летчик 4-го авиаполка 3-й авиационной дивизии Дальнего Действия месте с экипажем не вернулся с боевого задания 25 мая 1942 года (сведений о задании выяснить не удалось). Пленен 2 июня 1942 года у Вязьмы и 17 октября того же года доставлен в Литцманнштадт. Лагерный номер 1187 (две зеленые карты). Приблизительно в апреле 1943 года (согласно отметке WASt о получении зеленой карты) доставлен в шталаг III D. Дальнейшие этапы в плену неизвестны. Предположительно выжил - в 1985 году награжден орденом Отечественной войны II степени, но как проживавший в Хмельницкой области. В Книге Памяти Самарской области (по месту проживания жены во время войны) указан как погибший в бою в день пропажи без вести. О нем также Вы не можете просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или Введите логин
|
|
|
25
: 29 октября 2025, 10:45:22
|
|
Автор Стас - Последний ответ от Константин
|
В этот день на этом направлении пропало два экипажа: 25 мая: 4 ап дд 3 ад. дд. Ищук Федор Михайлович – летчик (попал в плен - Вязьма, 2 июня 1942 г.) Туяков Абдусамат – штурман Громов Петр Михайлович – стрелок-радист Герелюк Михаил Марианович – воздушный стрелок Вы не можете просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или Введите логин25 мая 1942 года: 4 ап дд 3 ад. дд. Белокопытов Николай Николаевич – командир звена Ремизов Анатолий Петрович – штурман Бурхайлов Семен Михайлович – стрелок-радист Макаров Влас Ильич – воздушный стрелок Более всего подходит первый экипаж, так как тут командир выжил и попал в плен под Вязьмой Документов по 4 ап я в свободном доступе не нашел. Надо идти в ЦАМО Также немцы отмечали, что в этот день на северном фланге 4-й полевой армии пролетал ДБ-3:Разведка / Начальник разведки (Ic/R.D.) Активность вражеской авиации 25.05.42 (в дневное время): 3 самолета (2 "Харрикейн", 1 двухмоторный). Район: Ролльхайм (вероятно, искаж. нем. название), 21 км, 10 [км] Спас-Деменск и аэродром С. Направление полета: 60 - W (запад), 0 - W / Шалковка. Действия: 3 бомбы, ущерба нет. 2 самолета, тип: двухмоторный. Модель не опознана. Район: 30 км юго-западнее Юхнова. Направление полета: 80 - NW (северо-запад), NW - SO (юго-восток). Действия: 10 бомб, ущерба нет. 13:30. 1 самолет, тип: ДБ-3.Район: 40 км северо-западнее Юхнова. Направление полета: 0 - W-S (восток-запад-юг). Действия: Бомб не сброшено, ущерба нет. 40 км северо-западнее Юхнова это как раз район Федотково-Абрамово. Направление восток-запад-юг. То есть, он шел на Вязьму и повернул на юг в районе Абрамово. Только разница между сбитием и поворотом 3 часа.
|
|
|
26
: 29 октября 2025, 10:43:51
|
|
Автор Стас - Последний ответ от Константин
|
По упавшему самолёту у Абрамово непонятки... по немецким данным самолёт упал у деревни 25 мая Сведения из ЖБД 255 пд:25 мая 1942 19:45 Около 16:20 русский бомбардировщик у Абрамово подбит немецкими истребителями и упал. 3 члена экипажа погибли, один спасся на парашюте. Его розыск продолжается. 21:15 Унтер-офицер Россберг, командир тылового отдела дивизии, докладывает: Разведгруппа вернулась, сбитый летчик не найден. Причем, немцы пишут, что самолет упал у Абрамово. Если бы он упал где-то в лесу, то написали бы "в 1 км к северу от Абрамово" Либо это какой-то другой самолёт, либо версия о 19 января неверна Пост о самолете: Вы не можете просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или Введите логин
|
|
|
27
: 24 октября 2025, 09:50:26
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Константин
|
|
Местные названия. Абрамово и окрестности.
Завонь — часть русла реки реки Угры на крутой излучине, напротив Большого песка
Селиба — берег Угры напротив Абрамово
* Половодье - старожилы рассказывали, что в 1929 году было такое большое половодье, что , что полностью затопило деревню. Домашнюю птицу и поросят разместили на чердаках, а крупный рогатый скот (коров и лошадей) успели увести. К домам можно было подплывать на лодке прямо к чердачным окнам.
Шалаши — местность правее Селибы а берегу реки. Вероятно, что раньше здесь находились стоянки сплавщиков леса.
Мертвяк — участок реки правее Шалашей. В этом месте по середине реки стоит большой камень. По словам старожилов, в этом месте несколько лет подряд тонули люди. Раньше здесь был хороший пляж.
Старицкий брод — первый брод от Песково.
Вышний брод — второй брод, расположенный выше по течению от Старицкого. Раньше здесь также был хороший пляж.
Конинка (Лошадиная яма (Песк.)) — место для купания скота между Старицким и Вышним бродом
Первый прикол и Второй прикол — причалы для лодок на Угре.
Ручей за деревней — устье ручья в Завони. При барине землю распределяли по числу едоков в семье. Каждый участок ручья был за кем-то закреплен, его чистили, так что там не было ни одной кочки.
Мостищи — мощеный участок дороги дороги ведущей в сторону Прокшино? Находится сразу за деревней.
Дегтярка — местность по дороге на Прокшино. Там варили дёготь из березы. Все это место изрыто ямами.
Печечкино болотце — болото по дороге на Прокшино. Сейчас там уже все вырубили и его сложно найти. Находится за полем в виде сапога. Раньше туда ходили за черникой — там была самая лучшая ягода.
Боярское поле — километр по старой дороге на Замыцкое (на Прокшино). Барин жил в Науменках?
Лысая горка — горка к северо-востоку от деревни. В 20–30-е годы XX века здесь находился хутор. Во время войны на хуторе жили Кожановы (Кожаны).
Школьная горка — находится правее Лысой горки, до войны здесь располагалась школа. горка немного правее Лысой горки
Быково болотце — небольшое болотце примерно в полутора километрах от деревни, выше по течению реки. Вокруг него — сухой лес.
Тришёнок — луг, пасека
Соленовский пруд — расположен в урочище Заборье. Дно пруда было выложено камнями, но сейчас пруд полностью заилился и их уже не видно.
2-й участок - выдел земли, до 1917 года.
Холодная речка — ручей у Кобелево, устье ручья напротив Старой Луки
Васькин луг — луг к урочищу Козлы
Петухи — перекресток дорог к Кобелево. В 60-80-е годы там висела табличка от лесничества: нарисована птица и костёр.
Место крушения самолёта ДБ-3: Согласно немецким документам, самолёт упал 25 мая 1942 года. Три члена экипажа погибли, а один спасся на парашюте.
|
|
|
28
: 24 октября 2025, 09:25:43
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Kuzovenok
|
|
Здравствуйте. Есть ли списки по деревням Вяземского района? Интересуют: Авдеево, Барсуки, Реутово, Спас, Хмелита.
|
|
|
29
: 19 октября 2025, 11:08:32
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Константин
|
|
Науменки и Семешково
Дубки — местность за юго-западным углом науменского поля
Частина — местность за северо-западным углом семешковского поля
Барский луг — местность по низине за юго-восточным углом науменского поля
Юдинки — местность в юго-восточном углу науменского поля (на поле)
|
|
|
30
: 17 октября 2025, 19:15:49
|
|
Автор Константин - Последний ответ от Константин
|
|
Ну да, крупный ручей скорее. Говорят раньше в нем рвюыба была: Елец, Налим, Щука
|
|
|