В среднем течении реки Угра

Главная категория => Великая Отечественная Война => Тема начата: Дмитрий М от 14 марта 2009, 13:57:35



Название: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 13:57:35
Все наверное смотрели сериал "Последний бронепоезд" с Соколовым и Паниным в главных ролях ?
Тут нашел информацию что в состав 33 армии с лета 1942 по март 1943 входило 6 отдельных бронепоездов. На Западном фронте были армии (61 и 20 например) где их было больше. Кто нибудь слышал что-нибудь об этом ? Не понятно на каких железнодорожных ветках они использовались, вроде паралельно дороге Гжатск-Юхнов восточнее никаких железных дорог не было.
Про бронепоезда достаточно мало есть в инете. Вот вроде интересная ссылка.
 http://mechcorps.rkka.ru/index.htm
Мне лично немного не понятна роль бронепоездов. Как подвижная артиллерия потдержки действующей армии слишком малые калибры орудий (76 мм, максимум 107 мм) и большая уязвимость.. Больше было бы понятно как подвижная зенитная батарея на защите узловых железнодорожных станций, но чисто так бронепоезда вроде не использовались.. Для охраны тыла и железной дороги слишком много лишнего и дорогого.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 14:07:08
В ТЕМУ....
http://nnm.ru/blogs/ss24k/bronepoezda_vov_sssr_prodolzhenie/


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 15:45:32
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
В ТЕМУ....
http://nnm.ru/blogs/ss24k/bronepoezda_vov_sssr_prodolzhenie/

Все таки были зенитные бронепоезда. Это достаточно логично. Бронированная, неуязвимая от пуль и осколков достаточно мощная зенитная батарея на колесах.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 18:59:30
http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/obzor_bd_bepo.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
http://velikvoy.narod.ru/vooruzhenie/vooruzhcccp/bronetehnika/bronepoezd.htm
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html

Мнения протеворечивы....


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 19:37:17
Реально противоречивы..
Восполнить недостаток танков этими махинами зависящими от рельс думаю сложно..
Если я все понял правильно, то смотря на лето 1942 года, Западный фронт больше всего бронепоездов имел в 16 армии (логично, крунейшая развязка г.Сухиничи и идущая паралельно фронту ветка Сухиничи-Козельск-Белев (часть полосы 61 армии)). Далее 20 армия. Тоже понятно, железка Волоколамск-Зубцов и далее на Ржев.
33 армия.. Единственное где можно использовать бронепоезд это железка Износки-Угрюмово, не знаю где больше..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 19:45:41
Мне кажется это по принципу "На безрыбье и рак рыба". То есть история схожая со  снятием палубных орудий, в том числе и с "Авроры" и использование их при обороне города на сухопутных направлениях.  Не готов ответить, когда был выпущен последний бронепоезд в СССР...... Думаю использовалось старье.
А фильм "Последний бронепоезд" конечно фуфло. Заряд сзади и впереди на рельсах - и все! Баста карапузики! Попадание даже одного 37 мм. снаряда в место хранения артснарядов и участь его понятна.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 19:51:11
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Мне кажется это по принципу "На безрыбье и рак рыба". То есть история схожая со  снятием палубных орудий, в том числе и с "Авроры" и использование их при обороне города на сухопутных направлениях.  Не готов ответить, когда был выпущен последний бронепоезд в СССР...... Думаю использовалось старье.

Вот в том и то дело, что нет.. Если пользовали времен Гр войны одно дело.. Тут все понятно.. В 1941-42 их бурно СТРОИЛИ.. Зачем было тратить столь дефицитную броневую сталь в таких количествах не понятно.. Орудия могли быть и старые (судя по фото так и есть), но могли бы их ставить и на открытых платформах.. И вес меньше..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 19:53:26
А вот использование как передвижного комплекса ПВО, в т.ч. для защиты ЖД узлов, думаю достаточно рационально.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 20:25:24
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
А вот использование как передвижного комплекса ПВО, в т.ч. для защиты ЖД узлов, думаю достаточно рационально.

Мне тоже никак по-другому (писал уже) они не кажутся.. Можно еще как маневренная охрана железнодорожного полотна в прифронтовой зоне.. Достаточно оружия, защиты и экипажа против диверсантов,мародеров и прочих. Плюс защита ценного груза.. Немцы насколько помню тоже бронепоезда (не такие правда бронированные) использывали против партизан. При условии вырубки в 500 метрах в обе стороны леса от ж/д полотна, защищенные от пуль и осколков и вооруженные пулеметами и скорострельными пушками бронепоезда с экипажем  надежная защита и для прогонки поездов и ремонта путей. Даже при подрыве с 2-х сторон, без тяжелого вооружения не очень его и возьмешь.. А 37 или 45 мм пушку надо поставить на прямую наводку.. Которую при условии видимости немецкая 20 мм автоматическая пушка сметет сразу..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 20:30:13
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Даже при подрыве с 2-х сторон, без тяжелого вооружения не очень его и возьмешь..
Да и на куй надо! Снайперов выставил и пусть они (экипаж) в этой банке кукуют. А если еще и жаркое лето? На скольто там хватит у людей терпения, воды, еды, боезапаса? К то му же, как и у танка наверное немалые "мертвые зоны" при стрельбе.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 20:47:35
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Да и на куй надо! Снайперов выставил и пусть они (экипаж) в этой банке кукуют. А если еще и жаркое лето? На скольто там хватит у людей терпения, воды, еды, боезапаса? К то му же, как и у танка наверное немалые "мертвые зоны" при стрельбе.

Не знаю. 2-3 снайпера дело не решат, бронепоезд все же бронирован.. Засекут и отгонят.. А если партизанский отряд попытается этого ежика блокировать и ждать пока им жарко станет, то наверняка есть радио.. Из ближайших гарнизонов (а полиция из русских не хуже все тропки на местности знала) быстро приедут, могут и самолет другой в потдержку бросить.. И если отряд быстро не откатится, то прижмут к болотам или куда еще и  все.. В серии "пионеры-герои" начала 80-ых чуть ли не половина партизан гибла окруженная или догоняемая карателями. Читая сейчас, не думаю, что это немцы были.. Та же полиция.. Значит тактика партизан не терпела долгой войны.. Грохнули и побежали..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 14 марта 2009, 20:48:41
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
А вот использование как передвижного комплекса ПВО, в т.ч. для защиты ЖД узлов, думаю достаточно рационально.

так БП комплектовались только двумя платформами с орудиями ПВО, в голове и в хвосте поезда... вы думаете рационально использование такой бандуры для транспортировки всего двух орудий? с учетом и так достаточной мобильности зинитных орудий...


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Ермак от 14 марта 2009, 20:53:04
В ходе прорывов наших войск на Ржевском выступе между вязьмой и ржевом курсировал немецкий бронепоезд (насколько я помню район осуги)
Подъ его прекрытием проводились эшелоны с боеприпасами в Ржев и в дальнейшем они распределялись на Оленино и Нелидово.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 21:00:15
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
так БП комплектовались только двумя платформами с орудиями ПВО, в голове и в хвосте поезда... вы думаете рационально использование такой бандуры для транспортировки всего двух орудий? с учетом и так достаточной мобильности зинитных орудий...

Почему 2-х???

Организационно каждый зенитный бронепоезд включал: огневые взводы среднего калибра — три 76,2-мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО-3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa [315] — две 37-мм автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод — три крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках.
При сопровождении эшелонов огневые средства бронепоезда рассредоточивались по всему грузовому составу — бронеплощадки с зенитной артиллерией обычно располагались в голове и хвосте, с пулеметами — в середине состава. Управление огнем осуществлял командир с командного пункта.
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/04.html

При условии маневрености и слажености экипажа, плюс огонь идет сразу на 3 эшелона высоты (76,2 мм на высокие, 37 мм автоматы на среднии и ДШК на нижнии) достаточно убийственный огонь получается.. Хорошая батарея ПВО по большому счету для защиты Ж/Д станций и уж тем более эшелонов.



Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 21:03:36
на фото как раз 37 мм автомат и есть.. Тем более сдвоенный.. Американцы на кораблях такие использовали, только калибр по-моему 40 мм.. На растоянии 1-2 км бомбардировщик просто стирало..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 14 марта 2009, 21:07:42
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин

Организационно каждый зенитный бронепоезд включал: огневые взводы среднего калибра — три 76,2-мм зенитных орудия с приборами
С ипользованием зинитных снарядов со стержневой шрапнелью. Вроде было достаточно эффективно. В том числе и при использовании, по неоходимости, по живой силе.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 14 марта 2009, 21:12:12
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
так БП комплектовались только двумя платформами с орудиями ПВО, в голове и в хвосте поезда... вы думаете рационально использование такой бандуры для транспортировки всего двух орудий? с учетом и так достаточной мобильности зинитных орудий...

Почему 2-х???

Организационно каждый зенитный бронепоезд включал: огневые взводы среднего калибра — три 76,2-мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО-3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa [315] — две 37-мм автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод — три крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках.
При сопровождении эшелонов огневые средства бронепоезда рассредоточивались по всему грузовому составу — бронеплощадки с зенитной артиллерией обычно располагались в голове и хвосте, с пулеметами — в середине состава. Управление огнем осуществлял командир с командного пункта.
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/04.html

При условии маневрености и слажености экипажа, плюс огонь идет сразу на 3 эшелона высоты (76,2 мм на высокие, 37 мм автоматы на среднии и ДШК на нижнии) достаточно убийственный огонь получается.. Хорошая батарея ПВО по большому счету для защиты Ж/Д станций и уж тем более эшелонов.



то что Вы описали это похоже как должно было быть... т.к. дальше в Вашем же посте написано что зиниток было всетаки две... ???


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 14 марта 2009, 21:16:04
Вот еще фото более защищенных орудий:


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 22:09:18
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вот еще фото более защищенных орудий:

Ну как же 2 ?????
На фото даже четко видно из всего 3 вагонов впереди ли позади бронепоезда 76,2 мм орудие и 2 37 мм ???? Причем длинноствольных автоматов..
Структура зенитной батареи наоборот кажется грамотной и логичной.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 22:10:25
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
то что Вы описали это похоже как должно было быть... т.к. дальше в Вашем же посте написано что зиниток было всетаки две... ???

Так это же не в зенитных бронепоездах..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 14 марта 2009, 22:23:09
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
то что Вы описали это похоже как должно было быть... т.к. дальше в Вашем же посте написано что зиниток было всетаки две... ???

Так это же не в зенитных бронепоездах..
Так основное назначение БП было сопровождение эшелонов, разве не так? разве были исключительно зенитные БП?
А на втором фото это совсем другой тип платформ БП... это присто как пример (для сравнения с первым фото)


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Ермак от 14 марта 2009, 22:26:20
Бонепоезда прикрывали территории на которых проводились железнодорожные ремонтные работы желдорвойсками.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 22:42:31
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Так основное назначение БП было сопровождение эшелонов, разве не так? разве были исключительно зенитные БП?
А на втором фото это совсем другой тип платформ БП... это присто как пример (для сравнения с первым фото)

Нет. Я и Игорь сбрасывали ссылки, посмотрите. Не сопровождения эшелонов.. Это даже не на 3 месте стоит.. А были, сам реально сегодня прочитал, и чисто зенитные бронепоезда. А так поддержка артилерией действующей армии..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 22:43:20
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Бонепоезда прикрывали территории на которых проводились железнодорожные ремонтные работы желдорвойсками.

Нет, не только, это задача вообще слишком узкая.. Я ниже писал..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Ермак от 14 марта 2009, 23:05:14
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Бонепоезда прикрывали территории на которых проводились железнодорожные ремонтные работы желдорвойсками.

Нет, не только, это задача вообще слишком узкая.. Я ниже писал..

А Вы большой специалист по бронепоездам?

Сегодня тоже наверное используются бронепоезда?


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 14 марта 2009, 23:56:58
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
А Вы большой специалист по бронепоездам?
Сегодня тоже наверное используются бронепоезда?

Честно, конечно, нет. Из темы все понятно. Может и не прав в чем. Больше из логики и прочитаного в тех же ссылках на теме. Не читали ?
Сейчас не знаю. Думаю, что есть с узкими задачами или носят специфичную функцию, как платформа или направляющая для ракеты например. Не удивлюсь если где-то есть и законсервированный бронепоезд еще времен войны.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий от 15 марта 2009, 02:04:49
   Хотел дать ссылку, но не помню откуда взял ( на всякий случай сохранил и вот пригодилось). Поэтому выкладываю полный текст. События происходят в районе станции Угрюмово, на ж/д Калуга-Вязьма.

В. И. Виноградов
Бывший машинист бронепоезда

НАШ ПЕРВЫЙ БРОНЕПОЕЗД

С поездом № 59 наша паровозная бригада — помощник машиниста В. Т. Умников, кочегар В. И. Башков и я — ехала из Бологого в Москву. Был хороший летний день, светило солнце. В 14 часов прибыли в Калинин. Смотрим: что такое? Станция переполнена людьми, многие плачут. Что случилось? Но остановка всего 15 минут, надо набрать воду в тендер и осмотреть паровоз. И вдруг говорит радио: гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз...
В депо Московско-Октябрьской железной дороги нас встретил начальник депо И. П. Макаревич.
— Готовьте паровоз, — сказал он, — к отправке на Белорусскую дорогу, будете перевозить военные грузы.
Проработав месяц на Белорусской железной дороге, наша бригада и бригада машиниста Игнатьева вернулись в свое депо.
Немецко-фашистские войска все дальше продвигались в глубь страны. Многие наши товарищи из депо ушли на фронт. Неоднократно приходили в партбюро и мы всей [421] бригадой, просили послать нас. Однако секретарь партбюро А. И. Чурбанов отвечал: потерпите, придет время, и мы удовлетворим вашу просьбу, а пока работайте. И мы работали. Водили поезда с военными грузами на запад и с промышленным оборудованием на восток.
В грозные дни осени 1941 года многие фабрики, заводы, железнодорожные депо Москвы переключились на выполнение военных заказов. Часть станков из нашего депо была вывезена, а на оставшихся ремонтировали танки и строили бронепаровозы.
По две-три смены подряд работали инженер С. В. Базилевич, автогенщики П. И. Афанасьев и Т. В. Литовчик, образцы высокой производительности труда показывали слесарь И. Д. Фомин, котельщики А. И. Болдуев, И. П. Якубовский, А. И. Киселев. Они выполняли норму на 350 — 400 процентов. По две-три нормы в день выполняли слесари В. Е. Макеев, П. И. Бочилин. Много потрудились старый член партии кузнец М. Г. Дятлов и бригадир кузнецов А. В. До донов. В любое время суток можно было видеть в цехе старого производственника, мастера котельного и сварочного цеха коммуниста Павла Савельевича Горячева.
Люди горели желанием быстрее отправить первый бронепаровоз, сделанный в нашем депо, на разгром фашистского зверя. Все трудились под лозунгом: «Ни одной минуты простоя!» Бронепаровоз был готов в рекордно короткий срок. Тогда я и Василий Умников решили попросить начальника депо И. П. Макаревича послать нас машинистами на первый бронепоезд.
Просьба наша была удовлетворена. Секретарь партбюро А. И. Чурбанов поблагодарил нас за инициативу и пригласил в подъемочные мастерские, где стоял уже готовый бронепаровоз. Около него быстро собрались паровозные и ремонтные бригады. Получился целый митинг. Первое слово секретарь партбюро дал мне.
— Я прошу коллектив депо назначить меня и Василия Умникова на первый бронепоезд, а название ему дать «Истребитель фашизма», — сказал я.
Выступавшие после меня товарищи нашу просьбу поддержали. Машинисты П. А. Червяков и Е. М. Сорокин просили коллектив послать их на защиту столицы на втором бронепоезде, который строили рабочие депо. Присутствующие [422] ответили на просьбу машинистов продолжительными аплодисментами.
— Бронепаровоз, сделан отлично и в бою не подведет, — сказал П. С. Горячев, когда мы принимали грозную бронированную машину.
Мы выехали в депо «Москва» Казанской железной дороги, где нашего бронепаровоза дожидались бронеплощадки. Здесь сцепили бронепаровоз с бронеплощадками и отправили к пассажирской платформе. Через некоторое время на платформе появилось много военных и гражданских товарищей. Среди них находился и командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я. Н. Федоренко. Они осмотрели бронеплощадки, а затем подошли к нашему паровозу. Я. Н. Федоренко влез к нам в будку паровоза. Он поздоровался с нами и спросил:
— Готовы? Я ответил:
— Готовы выполнить любое задание.
Он стал осматривать в будке арматуру, открыл дверцу топки, расспросил, хорошо ли горит уголь, хватит ли нам воды.
— А это что у вас за бак на котле? — спросил Федоренко. Я ответил, что это кипятильник. Чаем будем угощать бойцов.
— А есть ли чай-то?
Налили ему кружку чаю с хорошей заваркой.
— А сахару, товарищ командующий, у нас нет.
Федоренко выпил кружку чаю и сказал:
— Хорошо! Бойцы будут с чаем.
Затем он пожелал нам счастливого пути и вышел. Поезд тронулся.
Остались мы вдвоем на паровозе. Двигались ночью. На коротких стоянках не было даже возможности определить, какие это станции, — все было затемнено. Наконец, на станции Бескудниково Савеловской железной дороги остановились. Сюда же прибыл еще один бронепоезд.
К паровозу подошли военные. Один из них протянул мне руку и сказал:
— Будем знакомы, капитан Ананьев — командир вашего бронепоезда № 2. — И тут же добавил: — Держим путь на Дмитров, товарищ сержант. [423]
Затем Ананьев сказал, что нам, добровольцам, присвоили воинские звания, поставили нас на военное довольствие, выдадут военную форму.
Время двигалось к утру. Около станции Яхрома мы увидели большое зарево. Остановились. Капитан Ананьев сообщил, что мост через канал Москва — Волга взорван, на Дмитров не проедем. Стало рассветать. И тут налетели фашистские самолеты. Мы получили распоряжение: поездам отправиться к лесу и укрыться от вражеских самолетов. Для лучшего маневрирования при налетах расстояние между поездами держать один километр. Я ответил, что нам это знакомо еще по «гражданке» — все будет в порядке, не подведем.
Первым двинулся бронепоезд № 1, за ним — наш. Отъехали немного от станции Яхрома, выбрали хорошее место. С двух сторон полотна железной дороги стоял высокий лес. Но фашистские стервятники продолжали охотиться за нами и снова пытались бомбить.
Командир нашего бронепоезда капитан Ананьев расположился в будке, возвышавшейся над тендером паровоза. Высота будки — полтора метра. Сварена она была гранями, и в каждой грани — щель для наблюдения. Отсюда командир бронепоезда вел наблюдение и отдавал распоряжение командирам бронеплощадок и нам, машинистам.
Около десяти заходов на бронепоезда сделали вражеские самолеты, но наша броня оказалась неуязвимой. Поезда не получили повреждений. Людских потерь также не было. Все это происходило в конце ноября 1941 года, в период ожесточенных боев под Яхромой и Лобней.
Вскоре раздался первый залп орудий нашего бронепоезда по вражеским танкам в районе станции Лобня. Вот как это было.
В 14 часов, получив команду к выступлению, мы двинули свои поезда на Лобню. Здесь у транспортного переезда, соединяющего Рогачевское шоссе с Дмитровским, остановились.
Бронепоезда было приказано поставить так, чтобы держать под прицелом переезд. При появлении на переезде вражеских танков стрелять по ним и не пропускать на Дмитровское шоссе. Бронепоезд № 1 должен был закрыть собой выходные стрелки и держать под огнем Рогачевское шоссе. Расстояние между поездами — 150 метров. [424]
Только мы заняли свои позиции, вдруг с левой стороны, от станции, где из леса выходило Рогачевское шоссе, послышались автоматные очереди. Спустя несколько минут по первому бронепоезду, стоявшему на выходных стрелках, грянул залп из пушек. Бронепоезд ответил. Начался огневой бой. Не прошло и пяти минут, как на переезде появились вражеские танки. Завязался бой.
С нашей бронеплощадки из первой башни прямым попаданием был подбит первый танк врага. Тут же последовал меткий выстрел второй башни. Был подбит и второй танк. Затем наши артиллеристы дали еще несколько выстрелов по этим подбитым танкам. Еще более интенсивный огонь вел бронепоезд № 1; простреливая Рогачевское шоссе. К 18 часам бой прекратился. Враг был задержан. Мы получили приказ отступить,
Наш бронепоезд отошел к платформе Шереметьево, где он должен был охранять Дмитровское шоссе. А бронепоезд № 1 отправился в сторону Бескудникова — охранять железнодорожный мост. Не успели мы укрыть свой бронепоезд, как налетели фашистские самолеты. Но бронепоезд открыл такой огонь из пушек, что гитлеровцы быстро повернули обратно.
Воспользовавшись недолгим затишьем, капитан Ананьев вызвал к себе всех командиров и меня и сообщил, что мы должны готовиться к наступательным операциям.
Готовился наш бронепоезд усиленно. Подвозили снаряды, патроны, дорожные мастера осмотрели путь и мостик, идущие к станции Лобня. Мне и Умникову в это время был дан отдых. Отдыхали мы в теплушке, не раздеваясь, по-солдатски. Но поспать как следует не пришлось. Летали вражеские самолеты, бомбили передовые линии.
Приближалось время наступления — 15 часов. Мы подъехали к выходным стрелкам станции Лобня и заняли позицию, указанную командиром бронепоезда.
Ровно в 15 часов капитан Ананьев скомандовал:
— По заданной цели — огонь!
Открыли огонь и артиллеристы передовой линии обороны. Словно ураган пронесся над лесом. Потом в бой вступила пехота. Застрочили пулеметы, автоматы. Могучее «ур-а-а!» прокатилось по полю боя. Бой длился три часа. К 18 часам стрельба утихла. [425] Попытка врага прорваться к Москве между Красной Поляной и Лобней провалилась. Доблестные войска Западного фронта нанесли здесь серьезный удар немецко-фашистским захватчикам.
После боев у станции Лобня мы получили приказ: оба поезда поставить на станции Долгопрудная Савеловской железной дороги и охранять мост через канал Москва — Волга. Как дозорный, стоял здесь наш бронепоезд «Истребитель фашизма». Зенитчики отгоняли вражеские самолеты, укрывая мост от бомбежек.
Советские войска все дальше гнали врага с подмосковной земли. Москвичи вздохнули с облегчением. К Новому году от коллектива депо Октябрьской железной дороги нам привезли подарки. Счетовод Вера Михайловна Ласкина и машинист Александр Ксенофонтович Матвеев поздравили нас с Новым годом и с боевыми успехами. Мы, в свою очередь, просили передать коллективу депо большую благодарность за крепкую броню и за подарки.
В январе 1942 года нас перебросили в район Вязьмы, где наши войска вели в это время ожесточенные бои.
Действовали наши поезда на участке дороги, соединяющей Калугу с Вязьмой. Часто выезжали на передовую линию фронта, которая находилась от места нашей стоянки (станция Кишняки) в 10 километрах. Каждую ночь мы участвовали в боях. Первым шел бронепоезд № 2, а за ним бронепоезд № 1.
Ориентиром для занимаемой позиции служили телеграфные столбы. При выезде на передовую командир давал указание машинисту — ехать до седьмого телеграфного столба с первой остановкой у пятого столба. Как только бронепоезд останавливался у пятого столба, следовала команда:
— По противнику — огонь!
Под прикрытием огня нашего бронепоезда бронепоезд № 1 подходил к четвертому телеграфному столбу и тоже открывал огонь. Тем временем наш бронепоезд продвигался к седьмому столбу, останавливался и вновь открывал огонь. Пользуясь этим, бронепоезд № 1 продолжал движение к шестому столбу. Продвинувшись в заданное место, оба поезда вели массированный огонь по передовым позициям вражеской обороны. Бойцы передовой линии неоднократно благодарили нас за хорошую помощь. [426]
Однажды мы выехали к заданной позиции — разъезд Угрюмово, в нескольких десятках километров от Вязьмы. Продвигались под ураганным огнем противника. Не доезжая до разъезда, почувствовали сильные толчки. Что такое? Остановили поезд. Капитан Ананьев дал команду — осмотреть путь и доложить, в каком положении находится поезд. А огонь врага не ослабевает. Я говорю Василию Умникову:
— Если меня убьют, веди уверенно бронепоезд, береги «Истребителя фашизма», а родным и товарищам передавай привет.
Открыл правую бронированную дверь и выпрыгнул в снежный сугроб. Свистели пули, рвались снаряды. Пополз и быстро обнаружил, что снарядом выбит кусок рельса. По выбитому месту уже прошли три правых тендерных ската{5}. Они стояли прямо на земле, а четвертый скат остановился в разрыве. Тендерные скаты левой стороны стояли на рельсах. Продолжаю осматривать дальше. У первой бронеплощадки, двухосной, оба ската стоят на поваленных рельсах. Стало ясно, почему это произошло. Наши артиллеристы на ходу открыли бортовой огонь из пушки. Во время стрельбы была сильная отдача ствола, бронеплощадка подпрыгивала на ходу, а тендерные скаты, проходя по выбитому месту, натыкались на выбоину и повалили рельсы. Пополз я еще вперед, ко второй бронеплощадке, и обнаружил, что два левых ската тоже стоят на земле, а правые — на поваленном рельсе. Затем по снегу под свист пуль пополз обратно, чтобы осмотреть бронеплощадки со стороны паровозного котла. Здесь было все нормально. У паровоза я осмотрелся, сделал маленькую выдержку, а затем под броню будки крикнул Умникову:
— Открой дверь!
Капитан Ананьев, выслушав меня, передал по связи: продолжать средней силы огонь по вражеским позициям, комиссару нашего поезда А. Н. Левшенкову вести наблюдение. Затем он предложил мне отправиться вместе с ним к командиру нашего 6-го дивизиона майору Лобинцеву доложить о [427] случившемся. Доползли мы до паровозной будки бронепоезда № 1, где находилось командование 6-го дивизиона.
Майор Лобинцев приказал капитану Ананьеву отцепить паровоз от тендера и выехать с частью площадок из боя. Поползли мы с капитаном обратно. Тут я ему и говорю:
— Товарищ капитан, разрешите мне не отцеплять тендер.
— Что ты, — ответил он, — разве можно не выполнить приказ? За это расстрел.
Но я стал доказывать ему, что выполнить эту работу под обстрелом и на тридцатиградусном морозе невозможно. Мы в депо, бывало, расцепляли втроем и то два часа. А здесь? Кругом пули свистят, работать надо лежа; ничего из этого не выйдет. Дайте мне попробовать по-другому выйти из положения. Командир подумал, а потом сказал:
— Ну ладно, делай.
В паровозной будке у нас были запасные рельсовые подкладки, пара колосников. Я все взял с собой. Подложил подкладки и дрова под то колесо тендера, которое стояло на рельсе с выбитым куском, отцепил бронеплощадку от тендера, затем пополз к площадкам, которые прицеплены со стороны котла. Ослабил стяжки у паровоза и бронеплощадок, приполз к паровозной будке, влез в нее, осадил немного поезд назад. Затем соскочил, подложил еще подкладки и колосник под колеса, осмотрел все тендерные и паровозные скаты. От разрыва пути заднее паровозное колесо находилось на расстоянии одного метра. Я снова поднялся на паровоз, сразу рывком открыл регулятор, и паровоз пошел с бронеплощадками, находившимися со стороны котла, обратно к нашей передовой. Тендер сначала качался, а потом перестал. Проехал на длину паровоза, остановился. Выпрыгнул, смотрю: все в порядке! Доложил командиру, что тендер, паровоз и передние бронеплощадки стоят на рельсах и могут передвигаться. Он поблагодарил меня и послал бойца с запиской на бронепоезд № 1 к майору Лобинцеву. Тот приказал выходить из боя.
Получив приказ, капитан Ананьев дал распоряжение — передней части бронеплощадок прекратить огонь. Мы выехали с головной частью бронепоезда, а хвостовые бронеплощадки остались недалеко от вражеской передовой. С бойцами находился комиссар поезда Левшенков. Приказ был — биться до последнего. [428] Вернувшись на командный пункт, мы получили приказ вывезти ночью с поля боя оставшиеся там две бронеплощадки...
Подготовили куски рельсов, балок, набрали рельсовых подкладок и ночью двинулись на передовую линию. Здесь нам принесли танковый трос в 50 миллиметров толщиной. Он был слишком толстый, разворачиваться с ним было очень трудно. Стали мы надевать трос на крюк, а петля не лезет, пришлось забивать кувалдой. Надели трос на крюк, завернули его за буфера, и можно было бы ехать, но без осмотра пути выезжать нельзя. Выяснилось, что дорожного мастера убили. Проверять путь пошли я и боец Павел (фамилию его забыл). С ним поползли мы по пути к площадкам. Путь до бронеплощадок не был поврежден, но бронеплощадки были подбиты, да и балласт под шпалами потревожен. Посмотрел я на них, и аж дрожь взяла. Как их тащить — и ума не приложишь! Около выбитого рельса лежали убитые бойцы. Как видно, они пытались восстановить пути.
Наконец, получили команду ехать. За машиниста остался Василий Умников. Я рассказал своему помощнику, как нужно подъехать к поврежденному рельсу, как будем тащить площадки.
Не доехал до разрыва на расстояние тендера, так, чтобы хватило троса до бронеплощадки, Василий остановил поезд. Взялись мы с Павлом за трос. А приступить к работе не можем. Между тендером и бронеплощадкой, к которой нам надо подползти, свистят пули. Вдруг наступила тишина, мы сразу выскочили. Только я успел надеть трос на крюк, как снова засвистели пули. Кричу:
— Павел, ты жив?
Он, лежа между рельсами, отвечает:
— Жив!
Приступили к соединению тендера с площадкой. Я кувалдой забил петлю троса на крюк бронеплощадки, уложил подкладки под колеса, подполз к будке и только хотел крикнуть Василию, чтобы он трогал, как на тендере разорвался снаряд. Не дожидаясь моей команды, Умников потащил обе площадки. Как только первая бронеплощадка прошла разрыв рельса, я крикнул:
— Стой!
Поезд остановился. [429] Отцепили мы вторую бронеплощадку от первой и поехали к своей передовой линии. Первая пара колес первой площадки вошла на рельсы, а вторая шла по снегу. Так мы ее на тросе и дотянули.
Затем вывезли вторую бронеплощадку.
Так удалось вырвать у врага бронепоезд «Истребитель фашизма».
Командование поблагодарило нас за хорошую службу. Мне предоставили три дня отпуска. А вскоре группе бойцов и офицеров 6-го дивизиона бронепоездов вручили правительственные награды. Меня наградили медалью «За отвагу». Уже после возвращения с фронта мы узнали, что командование нашего бронепоезда направило специальное письмо коммунистам депо Октябрьской и Ленинской железных дорог, в котором подробно информировало их о наших боевых делах.
Через некоторое время мы повели бронепоезд № 2 в Москву, в наше депо, на промывку паровоза. В цехе промывочного ремонта собрались рабочие и служащие депо. Около паровоза ходили котельщики и сварщики, готовясь заварить выщербины в броне. Они обошли весь бронепоезд, обнаружили несколько десятков попаданий в него осколочных снарядов, но среди них не было ни одного сквозного. Всем было приятно, что «Истребитель фашизма» остался невредим, а его команда на своем счету имела уничтоженные немецко-фашистские танки, артиллерийские орудия, автомашины и много живой силы противника. Быстро, по-военному был сделан промывочный ремонт котлу паровоза, подварены выщербины в броне, и наш бронепоезд снова отправился на фронт.



Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 15 марта 2009, 08:31:34
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 <Молодец> С межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в <КБ> Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф.Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин. В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов. В состав БЖРК входят: 1.Три минимальных пусковых модуля 2.Командный модуль в составе 7 вагонов 3.Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4.Три тепловоза ДМ62 Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2.Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения


--------------------------------------------------------------------------------


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 15 марта 2009, 10:05:18
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
 В январе 1942 года нас перебросили в район Вязьмы, где наши войска вели в это время ожесточенные бои.
Действовали наши поезда на участке дороги, соединяющей Калугу с Вязьмой. Часто выезжали на передовую линию фронта, которая находилась от места нашей стоянки (станция Кишняки) в 10 километрах. Каждую ночь мы участвовали в боях. Первым шел бронепоезд № 2, а за ним бронепоезд № 1.

Как получается.
На 1 января 1942 года в 33 армии ничего из подвижной техники, в т.ч. бронепоезда, не было.
В 43 армии был бронепоезд "Подольский рабочий".
На 1 апреля 1942 в составе 33 армии уже 6 бронепоездов, в составе 43 ничего нет.

Как мне кажется разъезд Угрюмово был важнейшим опорным пунктом немцев в боях начала февраля 1942 года. Если верить что описанное правда, то бронепоезда принимали в них активное участие. И последующих боях при попытке деблокировать окруженные части 33 армии. Логичнее всего что они стояли в Износках (где еще) и должны проскакивать в воспоминаниях.

В августе 1942 года разъезд Угрюмово это полоса наступления 160 сд и бронепоезда могли потдерживать ее огнем. Может в каких воспоминаниях по этой дивизии пройдут участия бронепоездов.

Кстати, вот о человеке, воспоминания которого выкладывал Дмитрий.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?hero_id=9527


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 15 марта 2009, 10:53:51
Попытался посмотреть по бронепоезду "Подольский рабочий" 43 А.

Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина.
http://zavodskayapravda.ru/article.aspx?articleId=893&issueId=143

Немного не понятно. Бронепоезд передали армии, которая наступала вне железной дороги. И о боях в составе 43 армии ничего не написано.
Но вот еще интересная ссылка.
http://nova.rambler.ru/cache?hilite=0000010B:0011A283&words=%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9

Если так, то получается, что бронепоезд передали 43 армии, а поехал воевать он на южную часть Западного фронта, в состав 61 армии ведущей бои за Болхов и Мценск.




Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 15 марта 2009, 11:14:32
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 <Молодец> С межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в <КБ> Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф.Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин. В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов. В состав БЖРК входят: 1.Три минимальных пусковых модуля 2.Командный модуль в составе 7 вагонов 3.Вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов 4.Три тепловоза ДМ62 Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2.Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения


--------------------------------------------------------------------------------

Остается только добавить что он снят с боевого дежурства по договору с США, и теперь эти "ядерные вагончики" часть истории...


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 15 марта 2009, 11:23:22
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Остается только добавить что он снят с боевого дежурства по договору с США, и теперь эти "ядерные вагончики" часть истории...
Снят с БД - не значит уничтожен.
http://rutube.ru/tracks/353639.html?v=421c44c1e8a8ee2077242f6e8d793cc6
Когда смотриш - реально гордость за страну берет!


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 15 марта 2009, 11:28:59
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Остается только добавить что он снят с боевого дежурства по договору с США, и теперь эти "ядерные вагончики" часть истории...

Как в песне - стоит на запасном пути


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 15 марта 2009, 11:32:15
Где-то читал, что как раз немцы в 1942 году активно использовали бронепоезда против пытавшихся перерезать железную дорогу Смоленск-Вязьма конников 1 ГКК и 11 КК.. Для необладающих тяжелым вооружением кавалеристов это наверное был грозный противник..


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 15 марта 2009, 11:36:04
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Где-то читал, что как раз немцы в 1942 году активно использовали бронепоезда против пытавшихся перерезать железную дорогу Смоленск-Вязьма конников
http://militera.lib.ru/memo/russian/belov_pa/09.html


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: vasso от 16 марта 2009, 09:18:16
давно еще читал воспоминания нашего летчика Юрия Яковлевича Чепиги, который обнаружил и вывел из строя немецкий бронепоезд в районе Угрюмово
источник: http://misto-lubotin.ucoz.ru/load/1-1-0-4

цитирую:

4. Бронепоезд у Тёмкино.
 
На пордолжительное время в 1942 году стабилизировалась линия фронта под Вязьмой вдоль реки Воря, перерезав железную дорогу из Калуги на Вязьму. Участок железной дороги за станцией Износки между Угрюмово и Тёмкино располагался в густом лесу и, несмотря на близость расположения, нашими наземными войсками не просматривался. По этому участку. По этому участку у немцев маневрировал бронепоезд. Подойдёт к линии фронта, обстреляет наши позиции и удалиться на время, пока наша артиллерия ведёт ответный огонь по пустому месту. Командование наземных войск попросило командующего Первой Воздушной Армии избавить их от беспокойного нахала.

Выполнение боевой задачи было поручено мне. Из низких, ползущих по земле облаков непрерывно моросил дождь, видимость не превышала 600 метров. Погода считалась нелётной. Но меня такая погода радовала: не требуется отвлекаться на истребителей противника, войска на маршах и в местах сосредоточения не маскируются.

На железную дорогу выскочил ещё до линии фронта и понёсся на запад. Не упуская её из виду. Промелькнули последние окопы наших войск. Как оспой, покрытая воронками, выжженная земля отчётливо обозначала стабилизировавшуюся линию фронта. Под крыльями самолёта уже оккупанты. Но ни единого выстрела. Видно, не успели…

Почти до самой Вязьмы долетел. Но не только бронепоезда не видел, а мне показалось: все железнодорожные пути были свободные. Отвернул вправо. Через минуту выскочил на крупное селение с уцелевшими домами. Возле одного из кирпичных зданий в центре скопилось много легковых и бронемашин. Похоже было на штаб. Но морось шла такая густая, что видно было только перед крылом самолёта. Проскочив селение, я по расчёту времени сделал стандартный разворот на 180 градусов, пулемётно-пушечным огнём атаковал скопище машин: может какая-нибудь из сотен пуль досталась и какому-нибудь офицеру; может, некоторым из собравшихся там военноначальников от такой неожиданности пришлось снести бельё в стирку. Меня это не интересовало. Я снова выскочил на железную дорогу. Слева под свисающими до рельсов маскировочными сетями, на боках которых был нарисован лес, а сверху железнодорожное полотно со шпалами и рельсами. Стоял бронепоезд. Для боевого захода я разворачивался вне видимости его. Но трассы снарядов и пуль, которые выпускал бронепоезд видимо в направлении гула моего мотора, разноцветными линиями хорошо ориентировали меня о месте нахождения бронепоезда. Приближаясь к нему вдоль железной дороги, я дал длинную очередь из всех видов переднего оружия (пулемёты, пушки, РС), в него залпом бросил все бомбы. Уйти с этого места бронепоезд не успел. Взрывом фугасных бомб он был сброшен с рельсов и отдан на растерзание нашей артиллерии.

Из этого эпизода мне запомнился любопытный случай. После посадки на своём аэродроме и оформления боевого донесения механик меня приглашает к самолёту, даёт в руки ещё горячий термический снаряд, и предлагает потрогать повреждённую этим снарядом дюралюминевую обшивку крыла самолёта у самого ланжерона. Обшивка вокруг дыры тоже была горячей и выкрашивалась, как песок.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: BRABUS от 16 марта 2009, 09:30:41
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Снят с БД - не значит уничтожен.
Когда смотриш - реально гордость за страну берет!
В РВСНе плачут, что сняли с боевого дежурства. Этих "поездов" пиндосы больше всего боялись.
Игорь, ауфвидерзейн, к сожалению. Чтобы эти поезда ходили, как минимум за полотном нужно было следить, за мостами.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 19 марта 2009, 11:58:24
По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых были 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге, а кроме того, 9 бронедрезин и несколько моторных броневагонов.

Как высшая постоянная тактическая единица рассматривался дивизион бронепоездов (2-З бронепоезда, один из которых тяжелый). Предусматривалось также создание временных групп в составе бронепоездов всех типов (не более 6). В соответствии с предвоенным мобилизационным планом Красная Армия должна была иметь 9 отдельных дивизионов бронепоездов, 2 отдельных тяжелых и 13 отдельных легких бронепоездов, отдельный батальон бронедрезин, а также запасной полк бронепоездов.

Бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневагонов и 7 бронеавтомобилей. К началу войны число бронепоездных подразделений в этих войсках достигло 50. Выделенные в отдельные части, они носили номера тех полков НКВД, в составе которых находились.

В ожесточенных боях с германскими войсками летом – осенью 1941 года многие бронепоезда были уничтожены, однако результат их боевого использования оценивался ГКО как положительный. Поэтому постановлением ГКО и директивой наркома обороны от 29 октября 1941 года предусматривалось сформировать к 1 января 1942 года 32 отдельных дивизиона бронепоездов. Каждый такой дивизион по штату должен был состоять из двух бронепоездов, базы и управления. Бронепоезд представлял собой тактическую единицу бронепоездных частей и мог самостоятельно выполнять поставленные командованием боевые задачи. Штатная численность личного состава дивизиона составляла 270-290 человек, однако могла быть увеличена за счет придаваемых дивизиону постоянных подразделений в виде десантно-минометных рот.

В годы войны на вооружение отдельных дивизионов поступали бронепоезда в основном типа НКПС-42, БП-43 и ОБ-3. В годы войны был построен 21 бронепоезд БП-43, а бронепоезда ОБ-3 выходили гораздо большей серией – уже к апрелю 1942 года девять заводов Наркомата путей сообщений и 43 железнодорожных депо сдали Красной Армии 73 бронепоезда этого типа.

Наряду с бронепоездами, предназначенными в основном для артиллерийской поддержки войск и ведения контрбатарейной борьбы, в армии широко использовались специальные зенитные поезда, строительство и формирование которых осуществлялось в соответствии с постановлением ГКО от 23 ноября 1941 года. В организационном отношении каждый бронепоезд представлял собой отдельную часть, включавшую взвод управления, взвод среднекалиберной зенитной артиллерии, взвод малокалиберной зенитной артиллерии, хозяйственное отделение, путевую службу и службу артиллерийского технического обеспечения. Подвижной состав под материальную часть вооружения представлял собой двухосные железнодорожные платформы с противопульным и противоосколочным бронированием, бронированные вагоны для личного состава и боеприпасов, ремонтно-восстановительные платформы.

В основном зенитные бронепоезда находились в системе войск ПВО территории страны. В то же время из 55 зенитных бронепоездов, имевшихся на 12 апреля 1943 года, 31 бронепоезд находился непосредственно в прифронтовой полосе, а остальные осуществляли оборону объектов армейского и фронтового тылов.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 24 марта 2009, 13:26:15
Натолкнулся на список потерь 6-го ОТДЕЛЬНОГО ДИВИЗИОНА БРОНЕПОЕЗДОВ. Значит речь идет не о 6 бронепоездах в 33 армии, а об дивизионе, т.е. если по штату то 2 или 3 бронепоезда. Если умерший солдат из этого дивизиона похоронен 20.09.42 на станции Кошняки, то не думаю что дислокация была где-то далеко.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: АНДРЕЙ.М от 28 марта 2009, 14:30:57
По поводу бронепоездов.
 Один стоит в центральном музее вооруженных сил, другой в танковом музее Кубинки.
Еще про два бронепоезда слышал в Муроме. Один, по моему, назывался "Дмитрий Донской". Муромские им очень гордятся. Имеет смысл поискать там.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Ермак от 28 марта 2009, 19:03:56
Бронепоезда стоят в Тынде на консервации.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 29 марта 2009, 00:31:42
Фото немецкого бронепоезда:


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий от 29 марта 2009, 01:37:48
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Фото немецкого бронепоезда:

   Но на фото ничего не указывает на то, что он немецкий... :o


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: СЛЕДОПЫТ от 29 марта 2009, 11:21:16
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Фото немецкого бронепоезда:

   Но на фото ничего не указывает на то, что он немецкий... :o

Полностью согласен.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: АНДРЕЙ.М от 29 марта 2009, 19:08:54
Очень похоже на  Центральный музей вооруженых сил. Те-же два вагона и паровоз. За бронепоедом слева студия им. Грекова, а справа площадка с техникой. Снято со стороны гланого входа в музей.


Название: IOAZoRTCWsMXeOnFa
Отправлено: Дмитрий М от 30 марта 2009, 01:02:49
4Sw15N  <a href="http://hynkzdoqqzhe.com/">hynkzdoqqzhe</a>, kplpisqqsdxk (http://kplpisqqsdxk.com/), [link=http://aniiqgodbwzd.com/]aniiqgodbwzd[/link], http://bsqweatggolc.com/


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Ермак от 30 марта 2009, 21:08:39
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Бронепоезда стоят в Тынде на консервации.

Где ???  :o :o :o
Я бывал в столице БАМа, кроме хороших девок, там ничего нет..
не там бывал :-P


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 30 марта 2009, 22:23:38
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
[не там бывал :-P

Я до Нерюнгри и Томмота добирался..  :o


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 30 марта 2009, 23:32:38
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Фото немецкого бронепоезда:

   Но на фото ничего не указывает на то, что он немецкий... :o
к сожалению не могу найдти ссылку на сайт откуда эта фотка, там было подписано что это нем. бронепоезд... но я обязательно найду откуда она.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Дмитрий М от 31 марта 2009, 00:28:39
Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Фото немецкого бронепоезда:

Если немецкий, то на фото впечатление что дети или подростки его расматривают. 2-ая сзади похожа на девочку. А первый одет в типичную форму немецкого подростка. Хотя так могли ходить и поляки,и чехи и прочие.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: игорь6719 от 31 марта 2009, 09:52:17
По поводу "немецких" бронепоездов......
Не забываем о практике использования как нашими так и немцами захваченной бронетехники, к коем вполне могли и относится бронепоезда. Стер звездочку, налисовал свастику - и вперед. Недостатка в боеприпасах не было. Захватывались эшелонами.


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 31 марта 2009, 17:09:14
блин, не могу найдти откуда я взял ту фотку... но вот в процессе поиска еще попались, кстати тут очень много фото разных БП:
http://photofile.ru/users/koiah/3481652/?page=13


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 31 марта 2009, 17:10:38
еще:
http://visualrian.ru/images/item/1147


Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: Солдат от 31 марта 2009, 17:16:12
Немецкий бронепоезд, захваченный казаками кавалерийского корпуса генерала Плиева.
http://visualrian.ru/images/item/66030?print=true



Название: Re: Бронепоезда
Отправлено: АНДРЕЙ.М от 09 апреля 2009, 22:40:26
Вот интересная справочка по бронепоездам:
Отдельной строкой в обеспечении вооружением БТМВ стоят бронепоезда. Практически каждый бро¬непоезд состоял из боевой части и базы, и последняя из них предназначалась для тылового обеспечения боевых действий бронепоезда, включая жилые и административные вагоны для повседневной деятельности и отдыха личного состава. А боевая часть, участвующая в боевых действиях, состояла из бронированного паровоза с рубкой командира бронепоезда, 2 бронеплощадок и 2-4 контрольных платформ, присоединяемых спереди и сзади для перевозки материалов для ремонта дороги и защиты от мин. Различие бронепоездов состояло именно в комплектации боевой части. Так, легкие бронепоезда имели на вооружении 76-мм орудия (от 2 до 4), 1-2 ма-локалиберных зенитных орудия, 6-8 станковых и 2-4 зенитных пулемета. Тяжелые бронепоезда вооружались, за редким исключением (например, бронепоезд «Коломенский рабочий» имел на вооружении 2 152-мм гаубицы), орудиями калибра до 107-мм - от 2 до 4. Например, тяжелый бронепоезд № 691 «Сталинец-28» имел 4 100-мм пушки, 4 120-мм миномета и 24 пулемета «максим», а его зенитное вооружение составляли 2 76-мм зенитных орудия и счетверенная установка 4М из тех же «максимов»48.
Экипаж боевой части бронепоездов состоял, как правило, из командования, взвода управления, взвода броневых вагонов (башенные расчеты орудий и отделения бортовых пулеметов), взвода ПВО, взвода тяги и движения, взвода бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге (2 БА-20 и 3 БА-10). Бронепоезд мог брать десант до стрелковой роты. Броня таких поездов имела толщину от 30 до 100 мм. С таким составом боевой части бронепоездов (их имелось 53, в том числе 34 легких) Красная Армия вступила в войну, но в конце 1942 г. был разработан единый тип бронепоезда, именовавшийся как «бронепоезд образца 1943 г. -БП-43». Типовой состав боевой части такого бронепоезда включал, кроме бронированного паровоза ПР-43, на¬ходящегося в центре состава, еще 4 артиллерийские бронеплощадки ПЛ-43, 2 зенитные бронеплощадки ПВО-4, 2-4 контрольные платформы и 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64. На бронеплощадках монтировали по 1 башне от танков Т-34 с 76-мм орудием и 3 7,62-мм пулеметами ДТ, на зенитных площадках - по 2 зенитки (25-мм или 37-мм), а на паровозе - зенитный пулемет ДШК. Зенитные бронепоезда имели от 2 до 6 зенитных бро-
неплощадок с малокалиберными орудиями и пулеметами ДШК. Кроме того, имелось некоторое количество броневых мотодрезин БД-39 (к началу войны - 9, почти все в составе 5-го батальона бронедрезин) и броневых вагонов МБВ. Особенно мощно выглядели вагоны МБВ, сконструированные в 1937 г. и более похожие на су¬хопутные эсминцы. В вооружении каждого из них использовались 3 башни от танков Т-28, имевшие 3 76-мм орудия и 6 пулеметов ДТ. Кроме того, в корпусе вагона устанавливались еще 2 пулемета ДТ и 4 «максима», а зенитное вооружение было представлено счетверенной установкой 4М.
Приложение 4.6. Перечень и боевой путь дивизионов бронепоездов и отдельных бронепоездов РККА в годы Великой Отечественной войны

/. Отдельные дивизионы   бронепоездов      
№   Участие в боевых действиях на СГФ   Боевая судьба дивизиона и изменения в ходе войны   № и наименования бронепоездов, входящих в состав дивизионов на момент окончания боевых действий и их судьба, в скобках - изменения в наименованиях бронепоездов

   начало/конец   в составе   
   

1   22.06.41/09.11.41   5А, ЮЗФШ(Ш), 49, 50А, 2 БФ, 2А   С 09.11.41 до 12.01.42-23-й (I)-   15, 17, 35 - все разбиты; с 11.41 включены - 4 «Ильичевец», 1, 5 - все разбиты; с 12.42 включены -747 «Московский железнодорожник» и 752 «Советский железнодорожник»
2   Не участвовал   2А      *
3   Не участвовал   1.2А      *
5   Не участвовал   2А      Батальон бронедрезин
6   02.07.41/28.09.41   ЮЗФ, БРФ   Погиб в сентябре 1941 г.   46, 50, 51, 52 - все разбиты

   31.12.41   ЗФ, 2, 3 БФ   До 31.12.41-55-й (I).   646 «Уничтожим врага!», 662 «Истребитель фашизма» (до 26.12.42 - 1/6 и 2/6)
7   17.10.41/28.01.45   56А, ЗКФ, ЮФ, 3 УФ   Разбит 08.12.41 и вновь восстановлен   21, 29 - разбиты 07.42; с 08.42 включены в состав - 740 «Александр Невский» (до 27.04.42 - 27, до 09.12.42 - 1/7), 748 «Москва» (до 27.04.42 - 45, до 09.12.42 - 2/7)
8   25.06.42/20.03.45   ЮФ, ЗКФ, 4, 1 УФ      14, 45 - разбиты 28.07.42; с 09.42 включены в состав - 680 (до 25.12.42 - 59, до 29.09.43 - 689), 724 «Тихорецкий железнодорожник» (до 25.12.42 - 11, до 29.09.43 - 709)
9   Не участвовал   25, 35А      ^26, 734
10   01.05.42   ЮФ, ЮЗФ. 2 УФ      656 «Роза Люксембург» (до 28.12.42 - 10), 705 «Народный мститель»
11   15.05.42/30.03.43   ЗКФ      678 «Михаил Кутузов», 713 «Александр Суворов» (до 25.12.42 - 1/11 и 2/11)
12   20.05.42   МВО, ЗКФ, ВОФ, 1 УФ      755 «Сызранский», 762 «Грозненский» (до 25.12.42 - 1/12 и 2/12)
13   Не участвовал   35А      727, 739
14   24.01.43   ЛФ, 3 ПФ, 2 БФ      600 «Стойкий» (в боях с 03.11.41, до 13.02.43 - 30), 684 «Стремительный»
15   02.07.41/20.09.41   5А, ЮЗФ   Разгромлен в сентябре 1941 г   «Киевский рабочий», «Дарницкий партизан» - разбиты
16   17.03.42/01.09.42   5 ТА, МВО      53 легкий (в боях с 15.07.41), 26 (в боях с 25.09.41), 751 «Свердловский железнодорожник»
17   Не участвовал   ЗКФ      
18   Не участвовал   ЗКФ      647, 660
19   24.08.42/30.03.43   ЗКФ, 45А      650 (в боях с 08.12.41 с составе 7 одн БП, до 08.03.42 - 14, до 09.12.42 - 1/19), 719 (в боях с 23.11.41, до 30.06.42 - 55, до 02.10.42 - 18 тяжелый, до 09.12.42 - 2/19)
21   02.07.41   ЗФ, КФ, БФ, 1 УФ   До 25.10.41-12-й (I)   47 (погиб 05.07.41), 48 «Брянский рабочий» (погиб  17.08.41) и 49 имени Профинтерна (погиб 05.08.41); с 09.41 включены - 658 (до 04.02.43 - 1/21), 695 (до 04.02.43 - 2/21)
22   20.10.41   ЗФ, ЛФ      674 (до 04.02.43 - 1/22), 696 (до 04.02.43 - 2/22)
23   07.03.42   ВХФ, ЛФ, 1 ПФ, 3 БФ      620 «Ежик» (до 17.12.42 - 1/23, до 16.10.43 - 604), 665 (с 16.10.43 - 776)
24   25.03.42/28.08.42   ЮЗФ, 51А   Разгромлен в августе 1942 г.   1/24, 2/24
25   24.07.42   СКФ, СТФ, 4 УФ      687 «Полководец Суворов», 718 «Александр Невский» (до 25.12.42 - 1/25 и 2/25)
26   19.08.42   СТФ, 2 ДВФ      683, 707 (до 12.42 - 1/26 и 2/26)
27   01.06.42/22.01.45   КАРФ      638 «Победа», 651 «За Родину!» (до 12.42 - 1/27 и 2/27)
28   20.07.42   СТФ, ЮФ, 4 УФ. 25А      677 «Узбекистан», 708 «Комсомол Узбекистана» (до 12.42 - 1/28 и 2/28)
29   04.06.42/16.10.44   53, 34А, КАРФ      643 «Красноярец», 692 «Енисей» (до 23.03.43 - 1/29 и 2/29)
30   05.03.42/10.09.44   ЮФ, ЮЗФ, СТФ, 4 УФ, ОПА      655 «Сталинский Урал», 753 «Пермский рабочий» (до 12.42 - 1/30 и 2/30)
31   01.05.42   БРФ, ЗФ, 1 БФ   Варшавский   659 «Илья Муромец», 702 «Козьма Минин» (до 12.42 - 1/31 и 2/31)
32   03.05.42   ЛФ, ВХФ, 3 БФ      642 «Сталинец», 697 «Москвич» (до 13.06.42 - 1/32 и 2/32)
33   13.09.42/19.03.45   СТФ, ЮФ, 3,4 УФ      665, 729 (до 12.42 - 1/33 и 2/33)
34   01.07.42   БРФ, ВОФ, 2 УФ      667 «Смерть фашистам!», 712 «Красноуфимский железнодорожник» (до 12.42 - 1/34 и 2/34)
35   28.05.42/16.10.44   КАРФ      641,661 (до 24.12.42-1/35 и 2/35)
36   15.05.42/30.03.43   СКФ, ЗКФ   Ардонский   717 «Оренбургский железнодорожник», 731 «Вперед, на Запад!» (до 20.11.42- 1/36, 2/36) - разбиты
37   05.05.42/23.03.45   ВОФ, 1 УФ   Шепетовский   649 «Сталинский Урал», 654 (до 23.12.42 - 1/37 и 2/37)
 
            Продолжение п р и л. 4.6
№   Участие в боевых действиях на СГФ   Боевая судьба дивизиона и изменения в ходе войны   № и наименования бронепоездов, входящих в состав дивизионов на момент окончания боевых действий и их судьба, в скобках - изменения в наименованиях бронепоездов

   начало/конец   в составе   
   

38   30.04.42   БРФ, ЦФ, 1,2 УФ      1/38 «Челябинский железнодорожник», 2/38 «Южноуральский железнодорожник», 9 «Дзержинец» (с 27.04.42 - 1/22, погиб 17.07.42) - все разбиты 28.07.42; с 14.05.43 включены - 730 имени газеты «Красная Звезда» и 754 имени газеты «Правда»
39   09.05.42   ЗФ, 2, 1 БФ      669 «За Родину!», 715 «Омский железнодорожник» (до 12.42 - 2/39 и 1/39)
40   26.08.42   ДФ, ВОФ, 61 А, 1 БФ, 2А      676 «Киров», 685 «Североказахстанец» (до 12.42 - 1/40 и 2/40)
41   15.05.42/30.03.43   46, 9А, ЗКФ      688 «Советская Сибирь», 716 «Железнодорожник Кузбасса» (до 25.12.42 - 1/41 и 2/41)
42   15.05.42/30.03.43   ЗКФ, СКФ      657 «Сибиряк», 721 «Металлург Кузбасса» (до 12.42 - 1/42 и 2/42)
43   25.11.42/23.03.45   ЗФ, 2 БФ      615 (до 23.02.43 - 1/43, до 27.08.44 - 652), 670 (до 23.02.43 - 2/43, до 27.08.44 -711)
44   20.07.42   ВОФ, 1, 2 ПФ   Клайпедский   673 «Котовский», 758 «Щорс» (до 12.42 - 1/44 и 2/44)
45   23.03.42   БРФ, ВОФ 1 УФ      666 «Комиссар Лестев», 672 (до 12,42 - 1/45 и 2/45)
46   08.10.42/23.03.45   СТФ, 1,4 УФ   Ясловский краснознаменный   690 «Василий Чапаев», 723 «Кзыл Татарстан» (до 12.42 - 1/46 и 2/46)
47   03.06.42/23.01.45   СЗФ, КФ, 3, 2 ПФ      639 «Сибиряк - барабинец», 679 «Омский железнодорожник» (до 05.12.42 - 1/47 и 2/47),
48   05.05.42   ВХФ, ЛФ   Чудовский   681 «Смерть немецким оккупантам!», 699 «Дзержинец» (до 25.12.42 - 1/48 и 2/48)
49   01.07.42   БРФ, ВОФ, 1 УФ   Шепетовский   704 «Лунинец», 663 «Железнодорожник Алтая» (до 12.42 - 2/49 и 1/49)
50   07.03.42   СЗФ, ВХФ, 8А      «Суворов», «Кировец»
51   25.05.42/27.10.42   МЗО, СКФ, 51А   Расформирован   1/51 «Грозный мститель», 2/51 - разбиты 07.42

   Не участвовал   ЗКФ      *
52   13.03.42   КФ, ЗФ, 3 БФ      787-й «Владикавказец»(до 20.02.43 - 1/52, до 22.11.44 - 648 «Мичуринец»), 714 «Тамбовский рабочий» (до 20.02.43 - 2/52)
53 (II)   25.05.42/05.09.42   МЗО, ЮФ, СКФ   Разгромлен в августе 1942 г.   1/53 «Комсомол Чувашии», 2/53 - разбиты
54   09.05.42/10.09.44   ЮФ, СКФ, ОПА      -
55 (И)   23.03.42   МЗО, БРФ, 2, 1 БФ      664, 698 (до 12.42 - 1/55 и 2/55)
56   12.09.43   ЗКФ, СТФ, 3 УФ      750, 759
57   01.04.42   ЮФ, МЗО, ЗФ, 1 БФ      686, 693 (до 25.12.42 - 1/57 и 2/57)
58   28.02.42   ЮЗФ, ВОФ, 1 УФ   Изяславский   608 (до 11.03.42 - 12, до 04.02.43 - 2/58, до 15.06.44 - 742), 736 (до 11.03.42 - 16, до 04.02.43 - 1/58)
59   21.09.41   ЮЗФ, ДФ, 1, 3 БФ   Пражский. До 20.03.42 - 1 одн БП (II).   675 (до 04.02.43 - 1/59), 668 (до 20.03.42 - 4, до 04.02.43 - 2/59, до 20.07.43 - 685)
60   08.11.41   ЮЗФ, СЗФ, ВХФ, 2, 1 ПФ   До 11.03.42- 2 одн БП (I).   13 «Тульский рабочий», 746 «Московский метрополитен» - разбиты 07.43; 624 «Салават Юлаев», (до 20.03.42-5-й, до 09.12.42 - 1/60, до 31.10.43 - 737), 780 «Уфа» (до 31.10.43 -746), 730
61   08.08.41   ЮЗФ, ВОФ, МЗО, 3 УФ   До 11.03.42-3 одн БП(1).   744   «Советский   железнодорожник»,   760   «Московский   железнодорожник»   (до    11.03.42   -соответственно 3 и 12, до 04.02.43 - 1/61 и 2/61)
62   16.12.41   ЮЗФ, КФ, 2, 1 ПФ, 3 БФ   Новосокольнический. До 11.03.42-4 одн БП(1).   14 «Борис Петрович» (с 11.03.42 - 1/62), 15 «Бесстрашный» (с 11.03.42 - 2/62) - разбиты 07.07.42; с 09.42 включены - 653 «Мичуринец», 701 «Советская Армения» (до 09.12.42 - 1/62 и 2/62)
63   Не участвовал   СКФ, ЗКФ   Создан 01.08.42 на базе 63 отд.БП   63 «Смерть немецким фашистам!» (в боях с 01.12.41 до 18.07.42, до 11.03.42 - 9)
64   02.07.42/01.09.42   ЮФ, 38, 9, 12А, СКФ   Разгромлен в июле 1942 г.   6 «За Родину!» (в боях с 10.10.41), 10 «За Родину!» (в боях с 10.10,41)-разбиты
65   27.04.42/30.08.42   ЮФ, ЮЗФ   Разгромлен в августе 1942 г.   2 «За Родину!» (в боях с 27.09.41, с 27.04.42 - 1/65), 8 имени Изюмских рабочих (в боях с 10.10.41. с 27.04.42 - 2/65)

   19.10.42/24.03.43   ЗКФ, СКФ   До 15.11.42-20-й.   733 имени Сергея Кирова (до 15.11.42 - 19), 725 (в боях с 30.06.42, до 15.11.42 - 20 тяжелый из состава 56 одн БП)
66   27.04.42   12, 44, 9, 2А      689 (в боях с 18.08.41, до 06.12.41 -2, до 23.11.42- 1/66, до 25.12.42 - 11), 709 (до 23.11.42 - 2/66)
71   17.04.42   ЛФ      4 «Ленинградец» (в боях с 24.06.41, до 15.11.41 - 60-й), 640 «Народный мститель» (в боях с 22.09.41, до 17.11.41 -«Ленинградский железнодорожник»), 691 «Сталинец-28» (до 10.02.43 -28-й тяжелый, в боях с 22.09.41)
72   30.04.42   ЛФ      «Балтиец», «За Родину!»
 
Продолжение при л. 4.6
№   Участие в боевых действиях на СГФ   Боевая судьба дивизиона и изменения в ходе войны   № и наименования бронепоездов, входящих в состав дивизионов на момент окончания боевых действий и их судьба, в скобках - изменения в наименованиях бронепоездов

   начало/конец   в составе   
   

76   Не участвовал   ДВФ (2 ДВФ)      700,741
77   Не участвовал   2А      745, 749
78   Не участвовал   ДВФ, 1,5А      601 «Комсомолец Дагестана» (до 04.02.43 - 17, до 29.03.45- 645) и 628 (до 04.02.43 - 31, до 29.03.45 - 671), оба БП в боях с 27.02.42 до 29.03.45 на КФ. 1, 2 ПФ
79   05.10.42   МЗО      
337   10.11.41/28.06.43   (ПВО)   С 28.06.43-996 зенап   «Смерть фашизму!», «За Родину!». «За Сталина!»
-   07.10.41/31.10.41   Войска Крыма   Разгромлен в октябре 1941 г.   «Войковец», «Орджоникидзевец», «Смерть фашизму!». «Горняк» - все разбиты

2. Отдельные бронепоезда (неуказанные ранее в п.1)      
№   Наименование бронепоезда и изменения в нем   Участие в боевых действиях

   
   начало/конец   в составе фронтов и армий, его боевая судьба
1   «За Сталина!»   01.10.41/10.10.41   ЗФ. Погиб под Можайском
2   тяжелый «Коломенский рабочий»   12.01.42   
3   «Черноморец», с 28.02.43 - 15-й минометный БП (III)   31.10.42/30.03.43   ЗКФ,
5   «Железняков» (краснознаменный)   18.09.41/03.07,42   ОПА. Передан из ВМФ 15.12.41. Погиб в Севастополе
13   «Тульский рабочий»   14.10.41   
16      25.08.41/05.05.42   43. 50А, ЗФ. В мае 1942 г. обращен на укомплектование 37-го дивизиона
22   ПВО   07.01.42/16.10.44   ВХФ, ЛФ
41   зенитный, с 27.10.42 - 145-й ПВО   22.06.41/27.10.42   ЗФ. Передан в войска ПВО
44   легкий   22.06.41/25.08.41   ЗФ. В августе 1941 г. развернут в 1-й дивизион ПВО
55   (бывший НКВД из 5-й дивизии)   14.07.41/05.09.41   ^26А. Погиб
56   (бывший НКВД из 5-й дивизии)   14.07.41/15.08.41   26А. Погиб
57   (бывший НКВД из 5-й дивизии)   14.07.41/15.08.41   26А. Погиб
65      09.09.42/05.12.42   ЗКФ
67      Не участвовал   ЗАБФ
68      Не участвовал   ЗАБФ
69      Не участвовал   ЗАБФ
70   «Забайкалец»   Не участвовал   ЗАБФ
72      Не участвовал   ЗАБФ
73      11.11.41/22.01.45   КАРФ
74   легкий   11.04.42/01.07.42   ОПА. Погиб в Севастополе
-   «Подольский рабочий»   16.12.41/25.01.42   43А. Погиб
Примечания: 1. Почти все дивизионы, за редким исключением, имели в составе 2 бронепоезда (в начальный период войны - по 3). Иногда дивизион состоял из одного бронепоезда, как правило, тяжелого и нескольких бронеплощадок или бронедрезин. Так, например, это имело место с 37, 63, 65-м дивизионами, развернутыми на базе 16, 63, 20-го отдельных бронепоездов. Ряд бронепоездов меняли не только номера, но и подчиненность. Так, бронепоезд № 14 7-го дивизиона при передаче в 19-й дивизион сменил номер на 650, 21-й бронепоезд 8-го дивизиона при переходе в 7-й дивизион стал 740-м, 18-й тяжелый бронепоезд, сформированный на базе 55-го дивизиона (I формирования), при включении его в 19-й дивизион стал 719-м. В последнем дивизионе оказался в дальнейшем и 17-й тяжелый бронепоезд «Комсомолец Дагестана». Некоторые бронепоезда погибали, как это случилось с 22-м и 29-м 7-го дивизиона.
2. Присвоение номеров бронепоездам свыше номера 600 началось с декабря 1942 г., а до этого времени бронепоезда имели номера до 100 (бронепоезда ПВО - до 231) или просто наименования. В составе дивизионов до декабря 1942 г. эти поезда шли, как правило, под номерами 1, 2 или 3 с приставкой через дробь номера дивизиона (например 1/60, 2/65, 3/8).